Суд Аполлона над Живописью (театральная постановка в помощь учителям старших классов, классным руководителям)

Эта небольшая постановка предлагается как внеклассное мероприятие для школьников (8 - 11кл) и для студентов. Цель: воспитывать интерес к живописи, к искусству, знакомить с произведениями изобразительного искусства.

 

Ведущий:

Скульптура Аполлона (фрагмент)

Бог Аполлон затеял суд  над Живописью и привлек

Всех Муз Искусства к обвинению: он требовал приговорить

Картины живописные к сожженью. В суде учавствовали дружно:

Эвтерпа, с томиком стихов, мечтательная муза лирики.

И Каллиопа с толстой книгой, эпической поэмы муза.

А рядом Мельпомена мрачная, трагедии и драмы муза.

И с ними томная Эрато - мечты, любовных песен муза.

И Терпсихора, муза танцев, а также озорная Талия.

Комедии веселой муза. 

 

Вот Живопись, услышав о суде, в смятенье прибежала к Клио -

Истории серьезной музе, - и падает в слезах пред ней:

Живопись: -   О,Клио, муза, я к тебе - искать защиты и опоры!

Клио: - Ах, Живопись, да встань с колен! Что значат слезы? И ланиты мокры,

           И взгляд тревожен твой...Кто он, преследователь твой?

Живопись:  - Бог Аполлон!

Клио:  -Как, Аполлон???

Живопись:  - Да! Он призвал меня на суд! Сейчас мне Талия открыла,

                     Что в страшном гневе светлый бог!

Клио:  - На что ж он рассердиться мог?

Живопись:  - На живописные творенья моих прекрасных мастеров,

                   Их в страшнм гневе сжечь готов...

Клио:  - Не поняла, да в чем же дело?!

Живопись:  - Ах, я едва к тебе успела! 

                  Идем скорее, защити! Я все открою по пути!

Ведущий:

И Живопись быстрее с Клио бежали в сторону суда.

А там собрались уже музы, бог Аполлон был раздраженный, 

О Живописи молвит мрачно:

Аполлон:  - Однако, Живопись дерзка - моложе всех, не муза даже, 

                 А заставляет ждать себя...Ну ничего, мы ей покажем!..

Ведущий:

Тут Живопись вбегает с Клио, в волненье обращаясь к богу, воскликнула:

Живопись:  - Я здесь, о бог!

Ведущий:

Бог неприятно удивлен:

Аполлон:  -С тобою Клио?

Живопись:  - Ее сюда я пригласила, простите, что мы задержались...

Аполлон:  -Что ж, я пока великодушен...что опоздали - не беда!

                 Садись же, Клио, вот сюда!

(Он указал на место в центре, а сам торжественно продолжил)

Аполлон:  - О,музы, музы! К сожаленью, пригласил я вас сегодня

                  Не для того, чтоб песни пели и не затем, чтоб хороводы

                  Кружили мы под звон кифары!

                  Призвал я вас на суд, о музы! И Живопись тому виной!

                  Она потворствует невежам и дозволяет кисти дерзкой

                  Писать такое, что приводит в негодование наш взгляд!

                  За то достойна наказанья!

Каллиопа:  -Но что же это за полотна?

Аполлон:  - О,Каллиопа! Я давно слежу за Живописью нашей

                И следует сказать: она порадовать нас не спешила,

               Кисть ей служивших живописцев наш светлый взор ласкать не стала!

              Нет дивной красоты полотен, нет в них ума и содержанья.

              Прискорбно это знать!

Живопись (вскричала гневно, указав на портреты: "Князь Куракин" - В.Боровиковский, "Эразм Роттердамский" - Ганс Гольбейн Младший, "А.С.Пушкин" - О.Кипренский,"Канцлер Головкин" - И.Никитин, ФранцискI - Ж.Клуэ, поэт Державин - В.Боровиковский, император ПавелI - Д.Левицкий):


Канцлер Головкин (И.Никитин) 

И.Никитин. Канцлер Головкин


Князь Куракин (В.Боровиковский)

В.Боровиковский. Князь Куракин


А.С.Пушкин (О. Кипренский)

 


Франциск I (Жан Клуэ)

Ж.Клуэ. ФранцискI


Поэт М.Державин (В.Боровиковский)

В.Боровиковский. Поэт М.Державин


Эразм Роттердамский (Г.Гольбейн Мл.)

Г.Гольбейн Мл. Эразм Роттердамский


Павел I (Д.Левицкий)

Д.Левицкий. Павел I


             - Позвольте! Разве в сих портретах нет мудрости, ума, достоинств?

             Вот канцлера портрет, вот князя, ученого философа, поэта?!

Каллиопа (проговорила строго):  -Да, весьма достойны, картины те, что мы смотрели...

Аполлон (с неохотой ответил ей) :  -Ну что ж, возможно, только эти...

               Но увы! Возникли женские портреты!

Эвтерпа ( трепетно вскричала):  - Ах, мило как, скорее покажите!

Аполлон:  - Да, конечно, есть и образцы достойных женщин, я не спорю.

                 (показывает на строгие  портреты ЕкатериныII, кисти Д.Левицкого)


Екатерина II, законодательница (Д.Левицкий)

 


                 Вот женщина! Царица света и жрица мудрого закона,

                 Гле просвещенный зрелый разум дела и судьбы правит с трона.

                 О ней, мне кажется, Державин оставил строчки?... Каллиопа!

Каллиопа (встала и чинно читает стихи Державина) :

                 ...вдруг стократно ярчее молний пролилось

                Сиянье вкруг меня небесно; сокрылась, побледнев, луна.

                Виденье я узрел чудесно: сошла со облаков жена,-

                Сошла и жрицей очутилась или богиней предо мной.

                Одежда белая струилась на ней серебряной волной.

                Градская на главе корона...

Аполлон (кивнув согласно) :  - Да, просвещенная жена - 

Вот идеал для женщин славный!

Клио ( тихо сказала) :  - Цариц так мало...

Аполлон:  - Да, конечно...Но что вы скажете об этих?

                 Одно жеманство и кривлянье..

(показывает на портреты  смолянок Д.Левицкого)


Портрет Е.Нелидовой (Д.Левицкий)

Д.Левицкий. Е.Нелидова


Н.Борщова (Д.Левицкий)

Д.Левицкий. Н.Борщова


Портрет Хованской и Хрущевой (Д.Левицкий)

Д.Левицкий. Хованская и Хрущева


Арфистка Алымова (Д.Левицкий)

Д.Левицкий.Арфистка Алымова


Терпсихора (воскликнула) :  - Ах, эти?! 

Ласточки -смолянки, резвушки легкие, смуглянки

 И светленькие - та и та! И кажда чем-то занята:

 Вот эта - в танце, та - в спектакле - актрисы эти...неспроста

 Супруги выйдут без изъяну: вполне учены, к фортепьяно 

 Найдут подход и по-французски изъясняться...

Аполлон ( поморщившись, указывает на картины обнаженных Венеры Д.Веласкеса и Данаи Рембрандта) :


Даная (Рембрандт)

Рембрандт. Даная


Венера перед зеркалом (Д.Веласкес)

Д.Веласкес. Венера перед зеркалом

                                           _ Но вот, извольте изумляться! Зачем здесь эта нагота?

                                           Казалось, вроде бы богини! Но здесь - земная плоть и стать!

                                           Скромнее б надо быть Венере, что видит в зеркале себя!

                                           А этой, далеко не юной, Данае, стыдно быть должно, 

                                           Ей не мешало бы прикрыться!

Эрато (потупилась скромно) :  - Ах, Аполлон! 

Ты строго судишь и не боишься быть ханжой?!

Попробуй просто любоваться, забыв о низменных страстях,

  Изящной плавностью изгибов, почувствуй эту теплоту

 И нежность красок, мягкость кожи...

Аполлон (перебивает) :  - Извольте! Что же, убедили! 

Но что вы скажете о ней, Джоконде старого да Винчи?

 Она собою не уродка, но и не блещет красотой.

  И что находят в сей улыбке?!


Джоконда (Леонардо да Винчи)

 

Леонардо да Винчи. Джоконда


Каллиопа (вскочив) : - Она сияет добротой! Ах, Аполлон, улыбка эта

 О ней так много говорит...Всмотрись: ее задумчив взгляд,

 Она такие видит дали, где мы еще и не бывали,

 Она пред тайной бытия стоит...

Аполлон (раздраженно) :  - Ну и к чему ей эта сложность? - Жене попроще надо быть...

(и вновь злорадно, указав на портреты Ф,Рокотова и В.Боровиковского):


А.Струйская (Ф.Рокотов)

Ф.Рокотов. А.Струйская


Сестры Гагарины (В.Борокиковский)

В.Боровиковский. Сестры Гагарины


М.Лопухина (В.Боровиковский)

В.Боровиковский. М.Лопухина


 А что вы скажете об этих? Полуулыбка, полуплач и вереница неудач...

Эвтерпа и Эрато (воскликнули хором) :

 - Как можно!?

Эвтерпа:  - Ведь портреты эти так тонки, чувственны, глубоки, они поэзии полны...

Эрато:  -   Здесь женщины высоки духом, благородны, и в мыслях ясны и свободны,

  И в чувствах светлы и чисты...А как художники воспели

  Души глубокой красоту! Какие чувства в ней открыли -

  Взгляни на эту и на ту...

Аполлон (почти смирившись, вскричал) :  - Ну, все! Довольно! Вижу ясно теперь достоинства картин.

 Да, эти женщины прекрасны! ( в сторону) - к тому ж их много, я -один!

 Но вы возрадовались рано, еще не завершился суд.

 Полотна новые внесут и зарыдаешь...

(Аполлон показывает на картину В.Пукирева "Неравный брак")


Неравный брак (В.Пукирев)

В.Пукирев. Неравный брак


Мельпомена (тихо):  - Странно...

Аполлон :  - Вот, посмотрите, проза жизни: старик женился на девице -

Зачем нам это переносить на полотно? Оно должно глаз радовать, а не печалить...

Мельпомена (протестует) :  - Я не согласна! Здесь мы видим цинизм бездушный и жестокость,

И лицемерие попа, венчающего эту пару. О Аполлон! Се полотно

С великим гневом обличает такое в обществе уродство!

Ты не согласен?

Аполлон (хмуро) :  - Может быть...Но посмотрите-ка сюда - зачем нам этот шут в картине?

(показывает на картину  Д.Левицкого "Портрет Демидова")


П.Демидов (Д.Левицкий)

Д.Левицкий. Портрет П.Демидова


Талия :  - Ну, Аполлон, зачем так строго? Сей муж - московский есть чудак 

Демидов. Он ученый. Но так любил смешные шутки: 

 Слуге велел к гостям идти, надев на голову чулок

Или на ноги лапоть с туфлей, чем приводил гостей в восторг!

Коль есть такие в жизни люди - зачем не быть на полотне?

Аполлон : (почти смирившись) :

- Ну что же, с вами спорить трудно! Но вот еще портрет представлю.

(портрет В.Тропинина "Кружевница")


Кружевница (В.Тропинин)

В.Тропинин. Кружевница


 - Уверен: ни одна из вас уже не встанет на защиту

Простолюдинки, кружевницы...Ну что? Достойный образец

Нам Живопись сейчас явила? 

Клио (спокойно отвечала) :  - А что же в ней тебе не мило?

Аполлон : - Как что? 

Клио : - Ее происхожденье? Но разве только те, дома, чьи ломятся от злата

Являют благородство в мир? И разве только тот кумир,

Чье золотом заткано платье?

Аполлон:  - Да, но она же крепостная! К тому же круглое лицо 

Никак нельзя назвать изящным!

Терпсихора:  - Зато достойна и мила, ее осанка благородна

 И видно, девушка чиста, в улыбке светит доброта...

Аполлон (перебивает) : - О,Терпсихора! Мы не танец здесь обсуждаем!

Пусть она скромна, прелестна даже и умна...

Пусть и достойней всех на свете -

Ужель ей место на портрете?

 Коль так пойдет, начнут крестьянок и прачек на холст наносить!..

Живопись ( чуть виновато) :-Уж есть... (указывает на картины А.Внецианова)


Прачки (А.Архипов)

 


Пряха (В.Тропинин)

В.Тропинин. Пряха


Жнецы (А,Венецианов)

А.Венецианов. Жнецы


Аполлоноскликнув грозно):  - И это - живопись?! Позвольте вас спросить!

 Талия : - Бесспорно! И женщины прекрасны здесь! 

 Хотя бы тем, что неподвластны они разврату и страстям

И тем, что трудятся прилежно...И к сыну так прижалась нежно...

Аполлон:  - Довольно, хватит!

Клио (встает):  - Нет, постой! Нужды нет женщины простой чураться дивному портрету...

  Ах,Аполлон! Ни знанье света, ни злата звон, ни древний род не главное...

 Простой народ не хуже барского сословья, простые люди могут так же

Быть в мыслях чисты, благородны, все люди - братья меж собой...

И все равны, и все свободны, и быть на полотне достойны!

Живопись (встала рядом с Клио):

 - Так можно ли судить меня за то, что разные картины 

Нам здесь явили людей разных - жестоких, добрых и прекрасных,

Молоденьких и пожилых, веселых, мудрых и смешных.

Но все достойны, несомненно, быть кистью писаны моей.

Аполлон (смирившись): - Ах, пусть! Ну что за мир! Всему есть место!

Клио (согласно кивнув):-Ты прав! И кончить нам уместно, сказав: мир противоречив!

Ведущий:

Но тем он нам и интересен! История ж к тому взывает:

Пусть живописцы пишут все, чего их сердце пожелает.

Пускай из будущих веков увидят нашу жизнь живую

В твореньях кистей и резцов, как видим мы сейчас - былую.

Раздел помощи учителям: