Тьеполо Джованни Баттиста (1696 - 1770)

Тьеполо Джованни Баттиста (Барокко)
Тьеполо Джованни Баттиста (Барокко)

Расцвет итальянского искусства наблюдается 18 веке только в Венеции, сохранившей свою независимость вплоть до неаполитанского нашествия. Конечно, Венеция перестала в этот период быть полновластной владычицей Средиземного моря, утратив роль в международной торговле. Она потеряла многие богатства, и прежде всего свои восточные владения. Но при всем том она избежала разорений от руки чужеземных наемников и сохранила республиканский строй.

Венеция 18 века была центром музыкальной и театральной жизни Европы, книгопечатания, знаменитого на весь мир стеклоделия. Венеция славилась также своими празднествами, регатами, а главное, маскарадами, длившимися почти круглый год, за исключением поста.

Эта театрализация жизни, проникновение театра в реальную жизнь и как бы смешение театра и подлинной жизни наложили отпечаток и на все изобразительное искусство Венеции 18 века.

В этот период был высокий спрос на декоративные росписи дворцов венецианской знати и картины. Продолжаются традиции барочного искусства. Известны имена таких венецианских художников, которые работали в это время: Себастьян Риччи, Джованни Батиста Пьяцетта, Джузеппе Креспи, Алессандро Маньяско.

Типичнейшим мастером Венеции, выразившим ее дух, крупнейшим итальянским живописцем 17 века, был Джованни Тьеполо, последний представитель барокко в европейском искусстве.

Наследник Веронезе, ученик Пьяцетты, он превращает каждый сюжет в праздничное зрелище: триумф ли Аифитриты, пир Клеопатры, суд ли Соломона или смерть Дидоны. Тьеполо - автор гигантских росписей, как церковных, так и светских, в которых архитектура, природа, люди, звери сливаются в одно декоративное целое, в единый декоративный поток. У Тьеполо был огромный декоративный дар и высокая культура колорита, как правило, вообще присущая венецианским художникам.

В одном из полотен для палаццо Дольфино в Венеции "Триумф Сципиона" особенно наглядно видно, как умел и любил Тьеполо писать триумфальные шествия, праздничную толпу, разрабатывая при этом только десяток фигур, а все остальные намечая одной сплошной массой. Тьеполо - не исторический живописец. Обращаясь к таким сюжетам, он не стремился передать точностью деталей достоверность события, ему важнее создание самой атмосферы действия, жизненность образа. Его роднит с ренессанскими мастерами то, что он работает во всех жанрах, и в разных техниках.

Одна из знаменитейших его картин - "Триумф Амфитриты" изображает колесницу Амфитриты в морских волнах в окружении наяд и тритонов, в настроении всеобщего ликования. Лицо богини будет потом повторяться и в Клеопатре ("Пир Клеопатры"), и в его Венерах, и в Данаях. Свой живописный иллюзионизм барочного мастера, свой дар монументалиста Тьеполо продемонстрировал в росписях палаццо Лабиа, исполненных в середине 40-х годов (фрески "Пир Антония и Клеопатры" и "Встреча Антония и Клеопатры"), во фресках епискоопской резиденции в Вюрцбуге (1751-1753). Это вершины монументально-декоративного искусства 18 века.

Последние восемь лет жизни Тьеполо жил и работал в Мадриде, где написал плафон Тронного зала королевского дворца и несколько алтарных образов для церквей. Тьеполо оставил множество блестящих по артистизму рисунков; так же плодотворно он занимался гравюрой в технике офорта и оказал определенное влияние на графику Гойи.


Триумф Амфитриты
Триумф Амфитриты

Как гласит античный миф, Амфитрита - дочь морского вещего старца Нерея и жена владыки морей Посейдона. Посейдон похитил ее, когда она водила хороводы с другими сестрами-нереидами,так как очень пленился ее красотой. Но ловкая Амфитрита убежала от него и скрылась в одной из пещер седого титана Океана. Однако Посейдон все-таки нашел ее и увез к себе во дворец глубоко под водой и женился на ней.
Строптивая Амфитрита не устояла перед таким натиском и стала ему послушной и верной женой. У них родился сын Тритон, морское божество.
Посейдону нравилось пошуметь в море, поднимать волны, вызывать бурю. Он выезжал вместе с Амфитритой из подводного дворца на своей колеснице, гнал лошадей, и перед ними расступались волны. Их всегда сопровождали дельфины, разные рыбы сновали вокруг колесницы, за которой оставался широкий пенный след. Посейдон яростно размахивал своим трезубцем, волны становились все выше. Когда ему надоедало бушевать, он трезубцем успокаивал волны, на море наступала тишина и тогда из волн выплывали прекрасные нереиды, а вместе с ними и Амфитрита танцевали, водили хороводы. А Посейдон с удовольствием наблюдал за их танцами.

Встреча Антония с Клеопатрой (1747)
Встреча Антония с Клеопатрой (1747)

Клеопатра - одна из самых знаменитых женщин в мировой истории. Ее никто не называл красавицей, однако она обладала незаурядным умом, проницательностью, знала много языков и обладала несомненным шармом. Все это, а также сказочная любвеобильность делали Клеопатру желанной для многих мужчин.
В возрасте 18 лет после смерти отца, египетского царя Птолемея, Клеопатра стала царицей Египта. Одно время она была любовницей Юлия Цезаря, имела от него сына. Римляне не любили Клеопатру, а когда после смерти Юлия Цезаря императором стал его племянник Октавиан, Клеопатра испугалась нашествия римских войск в Египет. И она вступила в любовную связь с другим римским полководцем Марком Антонием, соперничающим с Октавианом за владычество над Римским государством. И хотя Клеопатра вступила в связь из корыстных побуждений, простой и грубый, но страстный красавец Антоний очаровал ее, и Антоний сам безумно влюбился в юную царицу.
Супруга Антония узнала о любовнице, слегла и скончалась от горя. После ее смерти вдовец хотел жениться на Клеопатре, но Октавиан был против и предложил взамен свою собственную сестру Октавию. Поразмыслив, Антоний женился на Октавии, но сразу после свадьбы отплыл к Клеопатре и женился на ней, став двоеженцем. Она родила от Антония двоих детей.
Но счастье длилось три года, после этого Октавиан пошел войной на Антония, взял в плен Клеопатру. Антоний покончил с собой, а Клеопатра приняла смерть от змеи, которую приказала слуге ей принести.
Художник изобразил встречу Клеопатры с Антонием, когда он приехал к ней после женитьбы на Октавии.

Агарь в пустыне (1726-1729)
Агарь в пустыне (1726-1729)

Агарь - египтянка, рабыня, служанка Сарры во время ее бездетности, ставшая наложницей ее мужа Авраама и родившая ему сына Измаила.
Когда Исаак, сын Авраама от Сарры, стал подрастать, Агарь вместе с Измаилом по настоянию Сарры были изгнаны из дома Авраама. Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил стал родоначальником арабских племен, прозванных израильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери). В качестве матери Измаила, традиционно считающегося прародителем арабов, Агарь занимает важное место в арабских преданиях.

Александр Македонский и Диоген
Александр Македонский и Диоген

После убийства своего отца, македонского царя Филиппа, его сын Александр стал активно отвоевывать положение в мире, завершив дело отца, который заложил основы мировой империи.

Александр воевал яростно, часто жестоко подавляя сопротивление врагов. Он подчинил себе многие страны, но Греция все еще сопротивлялась Александру. Тогда он взял, а затем полностью разрушил могущественный город Фивы. Остальным греческим городам это послужило уроком.

Греки, устрашившиеся судьбой Фив, вымолили у Александра себе прощение. Александр предпринял целый ряд мер по восстановлению своего влияния в Греции. В этот период многие известные люди Греции поспешили встретиться с ним, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Вот только знаменитый грек, философ Диоген не спешил поклониться Александру, а между тем он пользовался огромным влиянием в стране.

Тогда царь сам решил встретиться с философом. Диоген в это время грелся, лежа не солнце рядом со своей бочкой. Надо сказать, что философ был очень незаурядным человеком - вел аскетический образ жизни, жил в глиняной бочке, питался тем, что бог пошлет, не признавал никаких авторитетов, говорил все, что думает. Александр, поздоровавшись с Диогеном, спросил, нет ли к нему какой-либо просьбы. На что Диоген попросил Александра отступить в сторону и не заслонять ему солнце.

Анджелика и Медор с двумя крестьянами
Анджелика и Медор с двумя крестьянами
Брачное соглашение
Брачное соглашение
Похищение Европы
Похищение Европы

Как гласит греческий миф, Европа - красавица дочь богатого финикийского царя Агенора. Однажды Европа, одевшись в яркие одежды, вышла с подругами на берег моря, Там девушки собирали цветы, водили хоровод. И тут на берегу ее увидел великий Зевс, он был поражен красотой девушки и решил ее похитить. Зевс превратился в быка с золотыми рогами, покрытого золотой шерстью, на лбу у него горело серебряное пятно.
Золотой бык неторопливо вышел из леса. Девушки тотчас подбежали к нему, стали гладить его золотистую шерсть. Такого красивого и могучего быка им еще не доводилось видеть. Они начала водить вокруг него хоровод. Европа тоже гладила и ласкала его.
Бык прилег, и Европа со смехом уселась на его спину, ей хотелось прокатиться на таком большом добродушном животном. Но бык неожиданно вскочил и бросился к морю.
Европа от страха закричала, но было поздно, бык мчался со страшной быстротой, она вцепилась в его рога, чтобы не упасть. Закричали подружки, не в силах ей помочь. А бык, подбежав к воде, кинулся в волны и поплыл. И тотчас рядом появился бог Посейдон на своей золотой колеснице и резвящиеся нереиды. Посейдон, размахивая трезубцем, показывал быку дорогу. Вскоре Европа потеряла из виду родной берег.
Долго плыл по морю Зевс, устал. Наконец показалась гористая суша. Это был остров Крит, где было место обиталища Зевса. Бык вышел на берег, Европа спрыгнула с него. И тут Зевс превратился в бога Зевса, и он предложил ей стать его женой. Европа согласилась. Она осталась жить на Крите, где у них родились трое детей.

Дама с попугаем (1760-1761)
Дама с попугаем (1760-1761)
Добродетель, венчающая Честь (1734)
Добродетель, венчающая Честь (1734)
Женщина с мандолиной
Женщина с мандолиной
Квинт Фабий Максим в Сенате Карфагена (1730)
Квинт Фабий Максим в Сенате Карфагена (1730)

Картина написана на тему ранней римской истории и украшала палаццо Дольфин в Венеции. Художник изобразил сцену объявления Римом войны Карфагену.

Рим направил в Сенат Карфагена посольство во главе с полководцем Квинтом Фабием Максимом Кунктатором. Посольство выразило протест против захвата Карфагеном союзного Риму города Сагунта. Так как сенаторы отказались отвечать на протест, Квинт Фабий спросил их, что выбирают карфагеняне: войну или мир? Сенаторы выбрали войну.

Вверху картины помещен отрывок из "Истории" Луция Аннея Флора, в котором сказано: "Когда карфагеняне уклонились от ответа, предводитель посольства Фабий Квинт сказал: "В чем же задержка? Тут я вам войну и мир несу. Что вы выбираете? " В ответ на крики "войну" сказал: "Итак, получите войну", встряхнул перед всем собранием складку тоги, распустил ее, не без общего содрогания, как будто и в самом деле нес в этой складке войну."

Тьеполо поворачивает главного героя спиной к зрителю, позволяя лишь догадываться о выражении его лица.

Менуэт
Менуэт
Меркурий и Эней
Меркурий и Эней
Мученичество святой Агаты
Мученичество святой Агаты
Оплакивание у подножия креста
Оплакивание у подножия креста
Пир Клеопатры (1)
Пир Клеопатры (1)

При разделе римского мира после разгрома республиканцев, Антоний послал своего офицера Квинта Делия в Александрию требовать к себе любовницу Цезаря Клеопатру, чтобы обвинить ее в убийстве своего любовника. Он хотел, скорее всего, получить от нее денег для нового похода.
Умная Клеопатра, разузнав от Делия о характере Антония, о его влюбчивости, тщеславии и любви к внешнему блеску, прибывает к Антонию на судне с вызолоченной кормой, пурпурными парусами и посеребренными веслами; сама она восседала в наряде Афродиты, по обе стороны от нее стояли с опахалами мальчики в виде эротов, а управляли кораблем служанки в одеяниях нимф. Корабль двигался по реке Кинд под звуки флейт и кифар, окутанный дымом благовоний.
Пораженного, восхищенного этой красотой Антония Клеопатра приглашает к себе для роскошного пиршества, не уступающего первому появлению коварной женщины. Антоний был совершенно очарован египетской царицей, как, впрочем, и сама Клеопатра не осталась равнодушной к его обаянию.
Так начался их роман, один из самых знаменитых в истории.

Пир Клеопатры (2)
Пир Клеопатры (2)
Похищение сабинянок (1718)
Похищение сабинянок (1718)

По рассказам римских историков Рим был заселен одними мужчинами, так как соседние племена не хотели выдавать замуж своих дочерей за бедных женихов Рима. Тогда Ромул устроил праздник и пригласил соседей сабинян со своими семействами. Во время праздника римляне неожиданно набросились на безоружных сабинян и похитили у них девушек.

Возмущенные соседи начали войну. Римляне наголову разбили латинян, напавших на Рим, но гораздо труднее была война с сабинянами, которые потеряли особенно много женщин. При помощи дочери начальника капитолийской крепости, Тарпеи, сабиняне завладели Капитолием. Борьба продолжалась очень долго.
Сабиняне под начальством царя Тита Тация наконец одолели римлян и обратили их в бегство. Ромул взывал к богам и обещал построить храм Юпитеру Статору (Основателю), если он остановит бегущих.
И в это время женщины-сабинянки, которых похитили римляне, схватили в руки своих, уже рожденных от римлян детей, с распущенными волосами и в разорванных одеждах бросились между сражавшимися мужчинами и стали умолять их остановиться, прекратить битву.
Сабиняне согласились, и был заключен вечный мир, по которому два народа соединились в одно государство под верховным главенством Тита Тация и Ромула. Римляне должны были носить кроме своего имени еще сабинское название - квириты. Религия становилась общей.
Таким образом, женщины спасли Рим. В память об этом Ромул учредил праздник Матурналий и дал женщинам много почетных прав.

Проповедь Иоанна Крестителя (1733)
Проповедь Иоанна Крестителя (1733)
Святые Максим и Освальд
Святые Максим и Освальд
Триумф Зефира и Флоры (1734-1735)
Триумф Зефира и Флоры (1734-1735)
Триумф Флоры
Триумф Флоры

Флора - в римской мифологии богиня цветения, колосьев, цветов, садов. В праздник в честь Форы поклонники на ее алтарь приносили цветущие колосья. Игры в честь Флоры сопровождались веселой разнузданностью простого народа.

Щедрость, раздающая дары (1734)
Щедрость, раздающая дары (1734)