Тинторетто (1518 - 1594). Венецианское Возрождение

Тинторетто
Тинторетто

Якопо Робусти, известный в искусстве как Тинторетто ( "тинторетто" - красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Тинторетто - младший современник Тициана и Веронезе и последний корифей венецианского Высокого Возрождения. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. У него размашистая широта кисти становится блистательно бравурной, пишет он много и быстро - монументальные композиции, плафоны, большие картины, наполненные и переполненные фигурами в головокружительных ракурсах и с самыми эффектными, перспективными построениями.

В композициях Тинторетто царит прямо-таки неистовое движение; он не терпит спокойных, фронталных фигур, - ему хочется закружить их в вихревом полете, как души прелюбодеев в Дантовом аду. Святой Марк буквально обрушивается с неба на головы язычников, ангел "Благовещения" стремительно врывается в комнату Марии с целой ватагой путти. Любимый пейзаж Тинторетто - грозовой, с бурными облаками и вспышками молний.

С 1565 по 1587 г. Тинторетто работает над украшением Скуоло ди сан Рокко. Гигантский цикл этих картин, занимающих два этажа помещения, проникнут пронзительной эмоциональностью, глубоким человеческим чувством, иногда едким ощущением одиночества, чувством ничтожности человека перед величием природы.

Тинторетто много занимался портретом. Он изображал замкнутых в своем величии венецианских патрициев, гордых, венецианских дожей. Его живописная манера благородна, сдержанна и величественна. Полным тяжких раздумий, мучительной тревоги, душевного смятения изображает мастер себя на автопортрете. Но это характер, которому нравственные страдания придали силу и величие.


Св.Марк освобождает раба (1548)
Св.Марк освобождает раба (1548)

Эту картину Тинторетто написал, когда ему было около 30 лет. Именно с нее началось признание художника. Полотно было заказано Братством Св.Марка для Скуола ди Сан-Марко - одной из самых крупных венецианских благотворительных организаций того времени.
Сюжет картины взят из жизни св.Марка, который считался небесным покровителем Венеции. Сюжет состоит в следующем: некий раб-христианин ушел без согласия своего господина в Александрию, чтобы поклониться там мощам св.Марка. Когда раб возвратился домой, разгневанный господин приказал казнить его, сначала перебив рабу ноги и выколов глаза. Но небесный покровитель не оставил своего почитателя - он явился в момент казни и спас раба от неминуемой гибели.
Художник показал раба, лежащего на земле, а с небес чудесным образом устремился вниз св.Марк и мученик оказался свободным от веревок.. И молот, которым палач должен был перебить рабу ноги, оказался расколот на куски.
Палачи и множество зевак в ужасе отпрянули, пораженные увиденным, когда светящаяся фигура св.Марка ринулась вниз.
Полотно привлекает динамизмом, живостью сюжета, яркостью красок.

Бегство в Египет
Бегство в Египет

Распространенный сюжет из Библии. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Художник подробно пишет мелкие детали: на сухой ветке прицеплен мешочек с едой, тут же глиняный горшок и тряпица - Иосиф подберет скарб, когда одолеют подъем; справа поблескивает водоем с мостками для стирки белья и крошечной фигуркой зашедшего в воду человека вдалеке; другая фигурка вышла из дверей уютного домика. Семья только покинула Назарет, спасаясь от гнева Ирода, и художник старается, чтобы она успела в своем бегстве. Поэтому так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф.

Мария Магдалина
Мария Магдалина

Картина посвящена женщине. имя которой всегда рядом с именем Иисуса Христа. Это одна из мироносиц. которую Иисус Христос исцелил от недуга - она была одержима семью бесами. С тех пор Мария Магдалина стала самой большой последовательницей Христа, его помощницей и почитательницей.
Художник изобразил пейзаж с дивным тревожным деревом, последнюю вспышку заходящего солнца...Небольшая фигурка Марии оживляет пейзаж. Она читает книгу, у ног ее вода. На горизонте горы. Чувствуется неразделимое, интимное единение природы и юной читательницы, поднявшейся с человеческого дна к ногам Христа, и навек неотделимой от него.

Нахождение Моисея (2-я пол.16-го века)
Нахождение Моисея (2-я пол.16-го века)

Картина написана на библейский сюжет о Моисее. Фараон, боявшийся усиления влияния израильтян, приказал уничтожать всех новорожденных мальчиков-израильтян. В это время в одном израильском семействе родился мальчик и мать испугалась за его жизнь. Тогда она решила подкинуть его дочери фараона, справедливо рассчитав. что у нее он будет в безопасности. Мать положила сына в корзинку и оставила в камышах у реки Нил, где купалась дочь фараона, а сама спряталась и стала наблюдать, что будет дальше.
Дочь фараона со своими служанками пришла купаться и увидела корзинку с хорошеньким мальчиком в ней. Она конечно догадалась, что это кто-то из израильтян подкинул младенца, но решила взять малыша с собой. Мать тем временем вышла из кустов и спросила. не нужна ли им кормилица. Дочь фараона взяла женщину в кормилицы мальчику. не подозревая. что это родная мать Моисея - так назвали малыша, что означало "взятый из воды".

Купание Сусанны (1555)
Купание Сусанны (1555)

Картина написана на сюжет из библейской легенды о Сусанне и лживых старцах. В Вавилоне у богатого жителя Иоакима была очень красивая молодая жена Сусанна. К Иоакиму часто приходили зажиточные горожане, чтобы побеседовать, спросить совета.
Однажды, когда мужа не было дома, к нему пришли двое судей из числа старейшин и случайно увидели Сусанну, и воспламенились к ней страстью. Сусанна, не зная, что во дворе гости, решила искупаться, а судьи спрятались за деревьями и стали похотливо наблюдать. А потом стали домогаться ее любви. Когда же Сусанна в гневе отказала. они закричали на всю улицу, что застали ее с юношей, изменяющей мужу. Сбежался народ и Сусанну обвинили а измене. Ее схватили и повели на расправу.
В это время к толпе подошел пророк Даниил, он спросил, в чем дело. Ему рассказали, но Даниил решил проверить показания похотливых старцев. Он предложил всем вернуться в дом Иоакима и спросил, под каким деревом Сусанна предавалась любви. Один старец сказал, что под мастиковым, а другой - под зеленым дубом.
Так Даниил уличил их во лжи, а Сусанне вернул честное имя.

Тайная вечеря (1594)
Тайная вечеря (1594)

Распространенный сюжет , однако, у Тинторетто новое его решение. Здесь действие происходит не в богатом доме, а скорее, в народной таверне, полутемной, с низкими потолками и простым длинным столом. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. На первом плане слуги достают из корзин припасы, любопытная кошечка заглядывает в корзину, - с истинной венецианской любовью художник изображает бытовые предметы. Но слуги не видят, что при словах Христа целые сонмы бесплотных прозрачных ангелов появляются под потолком.

Возникает причудливое освещение: призрачное свечение ангелов, колеблющийся свет в светильнике, свет ареолов вокруг апостолов и Христа.

Эмоциональным центром картины является в глубине холста Христос, его прекрасная голова высвечена нимбом. Как кротко и задумчиво его лицо, как добра его рука на плече припавшего к нему Иоанна! Выразительны фигуры апостолов.

Яркие вспышки в полумраке, светотеневые контрасты, клубящийся и расходящийся клубами свет, игра теней, - усиливает впечатление движения, смятенности.

Благовещение (1581)
Благовещение (1581)
Битва архангела Михаила с сатаной (2-я пол.16-го века)
Битва архангела Михаила с сатаной (2-я пол.16-го века)

Архангел Михаил в Евангелии выступает как защитник. Его часто изображают борющимся с драконом, змеем, а затем и с сатаной. Вражда с сатаной началась, когда сатана, низвергнутый богом с небес, ухватился за крылья Михаила, чтобы увлечь его за собой в преисподню, однако бог спас Михаила.
Эта картина дает хорошее представление о стиле Тинторетто: атакующий порыв небесных воинов, опрокидывающиеся в бездну ангелы и звери сатаны; это длинное копье в руках архангела - по диагонали сверху вниз через всю композицию - и эти разящие лучи. Такую композицию невозможно ориентировать на горизонтальную земную поверхность,- это может быть только в воздухе, и это с триумфом передал Тинторетто.

Даная (2-я пол. 16-го века)
Даная (2-я пол. 16-го века)

Многие художники писали на мотив этого греческого мифа. Даная - дочь аргосского царя Акрисия. Оракул предсказал, что у его дочери родится мальчик, который свергнет его с престола и убьет деда. Тогда Акрисий поместил дочь в заключение. Однако влюбленный в Данаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя. После этого она родила сына, названного Персеем. Разгневанный Акрисий приказал дочь и внука посадить в ящик и бросить в море в надежде, что они погибнут в пучине морской. Однако волны вынесли ящик на берег острова Сериф, и рыбак Диктис спас, выходил мать с сыном.
Впоследствии по воле случая, не зная, кто его дед, Персей действительно убил Акрисия.
Художник изобразил рядом с Данаей служанку, собирающую в фартук золотые дождинки.

Крещение Христа
Крещение Христа
Музицирующие женщины (2-я пол. 16-го века)
Музицирующие женщины (2-я пол. 16-го века)
Происхождение Млечного пути (1570-егоды)
Происхождение Млечного пути (1570-егоды)

Картина создана для пражского двора императора Рудольфа II. На нем в удивительно динамичной и экспрессивной манере запечатлена красивая древняя легенда о том, как возник на небе Млечный путь. Громовержец Зевс возжелал, чтобы его сын Геракл для обретения бессмертия испил молока на груди богини Юноны.

Тинторетто изобразил момент, когда струи молока, обильно брызжущие во все стороны, на глазах превращаются в звезды, образующие Млечный путь. Картина наполнена движением, живопись сочная и звучная. Мало кто до Тинторетто мог столь уверенно и точно передать человеческое тело в движении.

Святой Георгий, принцесса и дракон (1555)
Святой Георгий, принцесса и дракон (1555)

На фоне сказочного пейзажа со стенами крепости на берегу моря развертывается фантастическая сцена. Испуганная принцесса пытается убежать от страшного дракона. Мужественный всадник на белом коне, Святой Георгий, пронзает чудовище длинным копьем.

Во всех деталях картины видна напряженность, однако всем этим управляют высшие силы. Такой сплав религиозного, божественного и человеческого, земного был движущей силой всего творчества Тинторетто.

Сотворение животных
Сотворение животных

В первых главах Библии говорится о том, что мир был создан за шесть дней. Сначала не было ничего. И в первые четыре дня Бог создал свет, твердь(землю), моря, растительность,солнце и луну.
На пятый день Бог повелел, чтобы вода родила пресмыкающихся и рыб, а по небу стали летать птицы. И как только это произошло, Бог убедился, что это - хорошо. Он вдохнул души в живые существа и благословил их плодиться и размножаться. На шестой день Бог сказал, чтобы земля сама произвела живые существа: разных скотов, зверей и гадов. А потом он решил сотворить людей, чтобы люди владычествовали над всей землей: над рыбами морскими и птицами небесными, над скотом и всеми гадами и пресмыкающимися.

Юдифь и Олоферн
Юдифь и Олоферн

На этот сюжет тоже много полотен. Все помнят, конечно, знаменитую "Юдифь" Джорджоне. Тинторетто представил нам еще один вариант этой истории.
Ассирийский царь Навуходоносор готовился после длительной осады взять израильский город Ветилуя. Он знал, что силы и запасы осажденного города на исходе. Командовал войсками выдающийся полководец Олоферн. Но в городе жила богатая вдова Юдифь, которая уговаривала жителей не сдаваться, еще потерпеть. Видя отчаянное положение людей, Юдифь решила сама спасти горд хотя бы и ценой своей чести, а может, и жизни.
Юдифь была очень красива и решила воспользоваться своими женскими чарами. Как-то поздно вечером она нарядилась и пришла к шатрам, где находились неприятельские войска. Она попросила стражу отвести ее в шатер Олоферна, чтобы вручить ему дары и поприветствовать знаменитого полководца. Когда Олоферн увидел Юдифь, то сразу воспылал к ней страстью. Они долго беседовали за накрытым столом. Слуг Олоферн отослал. Он много выпил и уснул, когда наступила полночь.
Тогда Юдифь приказавла своей служанке, ждать ее у входа в шатер, а сама взяла меч полководца и вонзила ему в шею, отделив голову от туловища. С помощью служанки она унесла голову Олоферна в свой город. Народ радовался и восхвалял Юдифь за подвиг, благодаря которому город был спасен.