Васильев Федор Александрович (1850 - 1873)

Васильев Федор Александрович  (реализм)
Васильев Федор Александрович (реализм)

В русском искусстве имя Ф.А. Васильева навсегда осталось феноменом редкого таланта, ранней одаренности - удивительной загадки природы. Его жизнь была трагически короткой, однако уже в 18 лет он оказался в среде ведущих художников своего времени.

Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Детство провел в Петербурге. Еще в детстве был вынужден зарабатывать на жизнь - за три рубля в месяц служил на почтамте, а затем перешел к реставратору картин Соколову. По вечерам посещал Рисовальную школу. Но серьезного, систематического образования так и не получил. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Шишкин был мужем сестры Васильева, и он часто ходил с ним на этюды и многому у Шишкина научился. А с Крамским познакомился на его знаменитых "четвергах" Артели, куда его ввел Шишкин. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем.

Если в ранних работах мы видим явное влияние Шишкина, стремление "сфотографировать" природу, то позднее Васильев стал писать по-своему, так, как только он видел и понимал русскую природу.

Всего пять лет длился творческий путь художника Васильева, но этот путь был настолько плодотворен, настолько значителен и велик, что его очень трудно переоценить. В 1873 году после тяжелой болезни Васильев скончался, оставив потомкам России множество великолепных, талантливых полотен.

Васильев в совершенстве владел пейзажной лирикой, и эта лирика была такой напряженно-психологической, окрашенной порывами чувств и настроений человека, она показывает нам взволнованно-патетическое восприятие художником мира природы, неустанные поиски в пейзаже красоты и высокой поэзии.

Сравнивая картины двух мастеров пейзажной живописи - Саврасова и Васильева, -один из исследователей творчества Васильева В.А.Прытков писал так: "Если Саврасов искал красоту правды, то Васильев стремился к правде красоты".


Рассвет
Рассвет
Летний жаркий день.
Летний жаркий день.
Землянка (1870)
Землянка (1870)
Перед грозой
Перед грозой

Художник передает момент предгрозовой тишины. Сквозь низко нависшие свинцово-сизые тучи пробивается горящий солнечный луч. Земля окутана тревожным сумраком. На фоне грозовых туч рыжим цветом загорается листва деревьев. Спешат домой мальчик в красной рубахе, и женщина в белой кофте с хворостиной в руке подгоняет гусей, чтобы успеть до грозы. Порыв ветра, пронесшийся над деревьями, беспокойно кружащие над лесом птицы усиливают ощущение надвигающейся грозы.

Мокрый луг (18720
Мокрый луг (1872)

Лучшее произведение Федора Васильева. Мотив удивительно прост: болотистая заводь с топкими берегами, слева от нее протянулся обрывистый косогор, справа, вдали, сквозь дымку проглядывает полоса леса.

Только что прошла тяжелая грозовая туча, дождь промыл зелень, землю, воздух. Как легко дышится после летнего шквального ливня! Скоро появится ослепительное солнце и отразится в бесчисленных каплях на траве и листьях. В центре картины - стоячее, завораживающее, непроницаемое зеркало воды, а над ним - симфония огромного неба! Влажная атмосфера, окутывающая пейзаж, смягчает четкость очертаний его форм, придает красивый серебристый тон всему изображению.

Художник тонко и проникновенно передает состояние природы, очень неустойчивое, зыбкое, полное внутреннего напряжения. Небо, занимающее больше половины изображения. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. Напряженно звучит цвет его зелени. В таком же напряжении сопоставляются сине-серые глухие краски неба с открытыми звонкими красками зеленого луга, с серебристыми отблесками солнца , пробивающимися сквозь облака и заставляющими светиться водную гладь.

Торжественный, величественный пейзаж, как гимн любви к родине!

На конкурсе в Обществе поощрения художников картина "Мокрый луг"получила вторую премию (первую получил Шишкин за "Сосновый бор"). Картина поразила зрителей своей необычностью, новизной художественных приемов.

Пейзаж с сорокой
Пейзаж с сорокой

И впряимь поверишь чудесам - тут мастер есть один,

Какие краски по лесам находит для картин!

Как фантазер и реалист, известный испокон,

Заслышав птичий пересвист, снег поджигает он.

И вот не белизна царит, а красок хоровод:

Там алый парус воспарит, тут вспыхнет небосвод...

(Эди Огнецвет)

 

Оттепель (1871)
Оттепель (1871)

Картина является самой социальной из всех созданных Васильевым пейзажей, как ответ на запросы времени.

Художник изображает унылую заснеженную равнину, в которой затерялись и сиротливо стоящая у края леса, утонувшая в сугробах крестьянская изба, и маленькие фигурки путника с ребенком, медленно бредущие в неведомую даль по расхлябанной дороге. Перед зрителем предстают необъятные просторы, низко нависшее над землей свинцово-серое небо, распластанная равнина земли - все это усиливает впечатление тоскливого однообразия. Сырая слякоть дороги, кажущейся особенно грязной из-за нависшей над нею тучи, черный разлившийся ручей, преградивший путь, холодный блеск подтаявшего и прихваченного легким морозом снега усиливают ощущение неприглядной серости, немого безлюдия и бесприютности пейзажа.

Вместе с тем художник наполнил пейзаж патетической взволнованностью, романтической приподнятостью. Чувствуется, что Васильев покорен его своеобразной красотой. Он восторженно любуется суровой природой. Это выразилось в залитой серебристым светом снежной пустыне, в красивом сочетании подтаявшего серебристо-коричневого снега, чуть тронутого золотистым отсветом холодного зимнего солнца, в заиндевелых, пушистых, старых елях, высящихся глухой стеной среди бескрайних просторов.

Особая, возвышенная красота, свойственная "Оттепели", носит очень сдержанный, строгий характер.

Болото в лесу. Осень
Болото в лесу. Осень.
Волжские лагуны
Волжские лагуны
После дождя
После дождя
В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря.
В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря.
Деревня (1868)
Деревня (1868)
В Крымских горах (1873)
В Крымских горах (1873)

Картина написана в последний год жизни художника, она достойно завершает его творческий путь, свидетельствуя о расцвете его таланта и большой внутренней зрелости.

Полотно выполнено в приглушенной гамме песочно-серо-коричневых, оливковых и серебристо-серых тонов. Зритель почти не замечает красок, охваченный настроением, в которое погружает его восприятие картины. От пейзажа веет суровой торжественной тишиной. Художник запечатлевает величественную панораму горного Крыма. Пейзаж построен так, что зритель невольно все выше поднимает свой взор, ввысь, к вершине.

Горы едва проглядывают сквозь пелену клубящихся облаков. Их склон еле освещен призрачным светом солнца, скрытого за облаками. Эта неясность очертаний горного ландшафта, седые туманы, которые бродят над ним, окутывая его своей мглой, этот рассеянный свет в атмосфере, этот величественный шум сосен в вышине создают ощущение "чего-то глубоко задумчивого, таинственного", "какой-то торжественной тишины", будто "какая-то симфония доходит до слуха оттуда, сверху".

Повозка с впряженными в нее волами, старик татарин, идущий рядом, подчеркивают суровое безлюдие горного ландшафта, его величавую отрешенность от суеты и прозы жизни.

Полотно пробуждает в зрителе возвышенный строй мыслей и чувств, благоговейное преклонение перед прекрасным.