Веласкес Диего (1599 - 1660)

Веласкес Диего  (барокко)
Веласкес Диего (барокко)

Диего Родригас де Сильва Веласкес - самый замечательный художник "золотого испанского века", мастер реалистической живописи, автор правдивых портретов, картин придворной жизни, исторических и мифологических сюжетов.

Почти 40 лет он был придворным художником короля Филиппа IV-го. С его многочисленных полотен смотрят на нас представители разных слоев Испании 17-го века: принцы и шуты, короли и полководцы, карлики и кардиналы, принцессы и пряхи.

Жизнь Веласкеса была сосредоточенным подвигом служения истине, истине искусства, как он ее понимал. Он был придворным, но если за этим словом встает представление о пышной, светской, рассеянной жизни, то оно нисколько не подходит к Веласкесу. Он только писал картины, а кроме того, исполнял различные чисто деловые должности, вроде заведующего дворцовыми помещениями, которые ему были в тягость. Он был скромен и небогат.

Какое-то грустное братское чувство проглядывает в том, как он пишет королевских шутов, тоже прикованных к своей нелегкой придворной службе.

Но все-таки положение Веласкеса при дворе избавляло его по крайней мере от необходимости работать по заказам церкви. Ничто церковное не вяжется с его искусством, боготворившим реальность.

Только потому, что Веласкес пользовался покровительством короля, ему позволили то, чего никому из испанских живописцев не разрешалось, - хоть однажды написать нагое женское тело. И художник написал Венеру.

Веласкес любил простой типаж, простые лица и всячески искал случая их писать, отдыхая от чопорных придворных.

К шестидесяти годам линия творческого развития Веласкеса поднималась все выше и выше, и каждое следующее произведение было совершеннее предыдущего.

В 1660 году Веласкес умер. На его памятнике высечено два слова: "Живописцу истины".


Завтрак (1618)
Завтрак (1618)
Воспитание Богоматери (1618)
Воспитание Богоматери (1618)
Поклонение волхвов (1619)
Поклонение волхвов (1619)
Конный портрет графа-герцога Оливареса (1638)
Конный портрет графа-герцога Оливареса (1638)

На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Герцог приказал изобразить себя полководцем на коне, на фоне сражения, хотя первый министр никогда не учавствовал ни в одной битве, а войнами руководил из своего кабинета, причем неудачно. И вот на картине герцог гарцует на коне и указывает рукой туда, где идет бой, где видны далекие дымы пожарищ. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней? Он смотрит на зрителя, словно желая удостовериться, что его фигура производит впечатление на зрителя.

В картине много атрибутов знатности и власти. И шляпа с пером, и жезл полководца, и покрытый золотом эфес шпаги. Атласная перевязь с пышным бантом сверкает оттенками розового и малинового. Великолепная фигура на мощном коне передает самодовольство и самолюбование министра.

Портрет папы Иннокентия X (1650)
Портрет папы Иннокентия X (1650)

Правдивость изображения и глубина проникновения в истинную сущность человека с особой силой проявились в портрете папы Иннокентия X, который Веласкес написал в Италии, куда приехал вторично в 1649г. уже прославленным художником.

Сидящий в кресле Иннокентий X остается как бы один на один со зрителем. Его пронизывающийй умный взгляд холодных светлых глаз, его сжатые губы выдают характер целеустремленный, жестокий, если не беспощадный, волю непреклонную, темперамент активный, даже на восьмом десятке лет, натуру, не знающую ни в чем преград и сомнений, но безусловно незаурядную. Современники утверждали. что, увидев свой портрет, папа воскликнул:"Слишком правдиво".

Портрет написан в два цвета: белым и красным, но красный дан во множестве оттенков, от алого до розового. Мантия, кресло, головной убор, занавес - все написано в красных тонах, но красные отблески есть и на белом стихаре и даже на руках и лице.

Венера перед зеркалом (1651)
Венера перед зеркалом (1651)

Это первое изображение обнаженной фигуры в испанской живописи. Венера изображена со спины, ее вытянутый плавный силуэт полон покоя и неги. В зеркале, которое держит амур, отражается ее простое, милое лицо, задумчивое и спокойное. Голова с тяжелой копной волос покоится на нежной шее.

Эта единственная испанская Венера не похожа на своих бесчисленных итальянских, фламандских и французских сестер. Она легкая, гибкая, у нее очень тонкая талия и лицо типичной испанской махи - девушки из народа.

Художник использует в картине множество оттенков красного, розового и золотистого для передачи прекрасного обнаженного тела и окружающей обстановки. Веласкес вкладывает в картину свое представление об идеале женской красоты.

Менины (1656)
Менины (1656)

Самая знаменитая картина Веласкеса. Словом "менина" называли молоденьких девушек из знатных семей, служащих фрейлинами у принцесс, начиная с детских лет.

Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. В центре картины - инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Рядом с ним любимица Маргариты - карлица с одутлватым лицом. Стройная фигурка маленькой инфанты с распущенными золотыми волосами одета в пышное, странное для ребенка, платье с кринолином.Девочка стоит неподвижно, оцепенело, скованная этим кринолином. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Однако,прелестное лицо девочки по-детски надменно, оно уже выражает сознание своего особого положения, своей недосягаемости.

В Испании 17-го века существовал очень строгий дворцовый этикет подачи инфанте питья, что и изобразил художник. Слева одна из менин, преклонив колено, подает инфанте на серебряном подносе воду в малиновом кувшинчике. Другая менина, справа, приседает в почтительном реверансе.

В глубине картины дверь, в ней стоит какой-то придворный. Рядом с дверью зеркало, в котором отражаются король и королева.

Менины (фрагмент)
Менины (фрагмент)
Инфанта Маргарита
Инфанта Маргарита
Сдача Бреды (1635)
Сдача Бреды (1635)

Картина посвящена единственному победному событию в бесславной для испанцев борьбе с голландцами. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители - испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название "Копья"). Лица обеих групп реальны. В центре две фигуры: комендант голландской крепости Юстин Нассауский и испанский полководец Спинола. Их позы и жесты живые, естественные.

Действие происходит на фоне равнины и горящей крепости. Краски скупые, построены на немногочисленных, но богатых тонах - черных, желтых, розовых и зеленых. Все они объединены серым цветом разной силы, от темно-серого до жемчужного. Серебристый свет создает атмосферу раннего утра.

Святые Антоний и Павел (1633)
Святые Антоний и Павел (1633)

Святой Антоним Великий или аббат Антоний, он из Верхнего Египта. После смерти родителей Антоний удалился в пустыню.
Павел Отшельник, или Павел Фиванский, первый пустынник Египта, обитавший в окрестностях г.Фивы.
Оба христианские святые известны как великие отшельники. Хотя они оба из богатых семей, но оба покинули отчий дом, чтобы вести одинокую и богоугодную жизнь.

Аполлон в кузнице Вулкана (1630)
Аполлон в кузнице Вулкана (1630)

На картине сюжет из греческо-римской мифологии. Аполлон пришел к Вулкану, богу и кузнечных дел, чтобы сообщить, что его жена, прекрасная Венера, неверна Вулкану. Надо сказать, что Вулкан был хромоног и некрасив, и Венера, его жена, постоянно изменяла мужу.
Художник изобразил весь сюжет как обычную жизнь обычных людей. Мы видим кузницу, видим испанца за работой. Вместо пещеры Вулкана - великолепно изображенный очаг в глубине кузницы. Мастерски передано яркое пламя розово-оранжево-желтого цвета. Видны даже мелькающие искры.
общая тональность колорита - светло-коричневые тона, оттенки желтого, а также бурого и красного - в изображении плаща бога солнца, листа железа, раскаленном до предела, жаркого пламени.
По контрасту с кузницей небо, венок Аполлона изображены в гамме оттенков серовато-голубых красок.

Портрет инфанты Маргариты (1659)
Портрет инфанты Маргариты (1659)

Здесь инфанта Маргарита уже на три года старше, чем она изображена в картине "Менины". Обаятельное лицо выглядит старше, взгляд серьезнее; цвет громоздкого платья уже более соответствует взрослой женщине.

Портрет Филиппа IV в коричневом с серебром костюме (1632)
Портрет Филиппа IV в коричневом с серебром костюме (1632)

Филипп IV - сын и преемник короля Испании Филиппа III, вступил на престол в возрасте 16 лет. Подобно отцу, он не имел ни охоты, ни призвания к государственной деятельности и все бремя управления государством возложил на своего любимца, графа-герцога Оливареса, человека властолюбивого, алчного, мстительного.
Двор при Филиппе IV утопал в роскоши, сам он всецело предавался удовольствиям придворной жизни, а народ находился в бедственном положении.
Первой женой Филиппа была юная Изабелла Бурбонская, которая родила ему 8 детей. А после ее смерти в 1644 году Филипп повторно женился на Марианне, невесте своего умершего сына Бальтазара, дочери императора Фердинанда III. В ту пору самому Филиппу было уже 42 года, а Марианне всего 13, как и его первой жене Изабелле, когда он женился на ней. Правда, когда состоялась свадьба, Марианне уже стало 15 лет.

Шут по прозвищу "Дон Хуан" Австрийский (1633)
Шут по прозвищу "Дон Хуан" Австрийский (1633)

На картине в полный пост изображен королевский шут, носивший пародийное прозвище "Дон Хуан Австрийский" в честь одного из монарших родственников.
Вокруг него на полу разбросаны доспехи и оружие - мушкет, фрагменты доспехов, пушечные ядра. Рука шута лежит на жезле, другая на шпаге - это воинственная, представительная поза.
Шут, чье настоящее имя неизвестно, мог получить это прозвище в рамках традиции давать шутам "королевские" имена и прозвища, распространенной на протяжении веков, он служил при короле "человеком для развлечений".

Портрет Филиппа IV
Портрет Филиппа IV
Портрет Антонии де Ипеньяррьета -и-Гальдос с сыном Луисом (1632)
Портрет Антонии де Ипеньяррьета -и-Гальдос с сыном Луисом (1632)
Портрет королевы Изабеллы Бурбонской (1632)
Портрет королевы Изабеллы Бурбонской (1632)

Изабелла - принцесса Франции, супруга испанского короля Филиппа IV. В 1621 году на испанский престол взошел король Филипп IV. За 6 лет до этого события он женился на французской принцессе Элизабет Бурбонской, которой в ту пору было всего 13 лет. Конечно,это был исключительно политический брак. Элизабет дали имя на испанский манер - Изабелла. Юная королева отличалась редкой красотой и обаянием. А еще она была очень умна, с детства была скромна и застенчива, не любила позировать художникам.
Изабелла была образованна, любила театр, разбиралась в изобразительном искусстве и литературе.
Народ Испании не остался равнодушным к красоте и душевным качествам своей молоденькой королевы. Великие испанские поэты воспевали ее в своих стихах.
Муж Изабеллы, король Филипп IV, был известен своими любовными похождениями. Двор недоумевал - зачем Филиппу другие женщины, когда рядом такая жена? Однако, Изабелла все-таки завоевала любовь и уважение супруга. Хотя он и не отказался от связей на стороне, но все же прекратил все любовные романы во дворце, чтобы не унижать жену.
Сама Изабелла, хотя и была всегда верна своему мужу, старалась быть ему хорошей женой, но не пылала к нему страстью, возможно, из-за слишком раннего замужества. Тем не менее этот брак считается удачным среди других королевских пар.

Портрет инфанты Марии Анны Испанской королевы Венгрии (1630)
Портрет инфанты Марии Анны Испанской королевы Венгрии (1630)

Инфанта Мария Анна - испанская принцесса, первая жена Фердинанда III, короля Венгрии. Мария Анна - младшая дочь испанского короля Филиппа III и Маргариты Австрийской, а также младшая сестра французской королевы Анны Австрийской и испанского короля Филиппа IV/

Коронование Богоматери (1648)
Коронование Богоматери (1648)

В Священном Писании ничего не говорится о том, что после вознесения на небеса Мария была коронована. Тем не менее еще с 12 века появилась традиция и стала очень популярной воплощать эту тему в религиозном искусстве.
На картине корона еще не надета на голову Девы Марии. Коронует ее Святая Троица. Мария находится между Отцом и Сыном, которые увенчивают ее короной, а вверху над ними - голубь, Святой Дух.

Марс (1640)
Марс (1640)

Древние римляне почитали богом войны Марса, он помогал римлянам завоевывать победы, дарил благополучие и процветание, поэтому в Риме его, наряду с богом Юпитером, высоко ценили, всячески почитали, посвятили специальный месяц в годовом календаре - март. Этот первый весенний месяц древние римляне считали наиболее благоприятным для начала военных действий.

Римляне считали Марса отцом Ромула и Рема (хотя их родила Рея Сильвия). Марс поэтому считался родоначальником города, его хранителем, в честь его совершали жертвоприношения, а около Рима появилось Марсово поле, на котором также в его честь был сооружен священный храм. По верованиям того времени, чтобы не подвергать город опасности, вооруженному римскому войску запрещалось входить в пределы городской черты.

Служителями святилища бога Марса были жрецы, называемые салии, их насчитывалось 12 человек. Они все избирались из благородных семей - патрициев. По легенде, второму царю Рима Нуму Помпилию 1 марта с неба в руки упал щит. Это посчитали знамением богов. Щит стал залогом непобедимости римского войска. По его образцу создали еще 11 щитов, которые назвали священными и передали салиям.

Перед началом боевого похода полководцы приходили в храм Марса, они поклонялись священным щитам. Когда наступала осень и военные действия прекращались, священные щиты убирали, и только 1 марта их выставляли снова. В этот день салии в военных доспехах возглавляли торжественную процессию. Она двигалась по Риму и останавливалась у дверей святилища Марса.

Меркурий и Аргус (1659)
Меркурий и Аргус (1659)

Сюжет из римской мифологии.
Юпитер был в отчаянии - вот уже долгое время он не мог ни поговорить со своей возлюбленной Ио (которую он превратил в корову, чтобы спрятать от своей жены Юноны), ни вернуть ей человеческий облик.
Тогда он попросил своего помощника Меркурия спасти Ио. Меркурий узнал, что Юнона давно обо всем догадалась и приказала своего друга Аргуса ( у которого было много глаз) охранять Ио. Тогда Меркурий захватил с собой несколько маковых головок, пришел к Аргусу и предложил ему послушать сказки, которые Меркурий ему расскажет, чтобы скоротать время.
Всем было известно, что Меркурий известный рассказчик, и Аргус с удовольствием согласился. Меркурий стал монотонно рассказывать такие длинные сказки, что Аргус вскоре стал засыпать и закрыл половину из своих тысячи глаз. Продолжая говорить, Меркурий осторожно вытряс маковки на голову великана, и вскоре все его глаза закрылись - он погрузился в сон. Тогда Меркурий взял в руки меч и отсек голову Аргуса.
Меркурий помог бежать Ио, спасая ее от разгневанной Юноны. Ио бежала в Египет, переплыв через море ( с тех пор его стали называть Ионическим). Здесь Юпитер вернул ей человеческий облик, и она родила ему сына Эпафа - первого царя Египта и основателя Мемфиса.
А Юнона горько оплакивала смерть своего верного друга Аргуса. Собрав в корзину все его глаза, она прикрепила их на хвосты своих любимых птиц павлинов, чтобы они всегда напоминали ей о преданном друге.

Пряхи или Миф об Ариадне (1657)
Пряхи или Миф об Ариадне (1657)

Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. На полотне изображена шпалерная мастерская, в которую пришли придворные дамы, чтобы полюбоваться на искусство прях. Они рассматривают гобелен, изображающий миф об Арахне, простой девушке, вздумавшей превзойти своим искусством Афину, которая и покарала ее за это, превратив в паука. Этот известный сюжет, изложенный Овидием , перекликается в картине Веласкеса с реальной сценой на переднем плане, где и изображены сами пряхи - арахны. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Наряды дам сливаются с изображением на ковре, да и сами фигуры почти тонут, растворяются в этом золотом свете, в то время как на первом плане полутемное помещение, куда проникает свет только слева из окна, он выхватывает головы и спины прях, колесо прялки. Веласкес воссоздает атмосферу труда, творящего искусство, и вся картина прославляет само искусство.