Вермеер Ян Делфтский (1632 - 1675)

Вермеер Ян Делфтский  (барокко)
Вермеер Ян Делфтский (барокко)

Середина 17-го столетия - это новый этап в развитии голландской живописи. Бытовой жанр в это время обогащается новыми художественными возможностями, расширяет свои формальные границы. Творчество некоторых художников бытового жанра достигает высот философских обобщений. Вместе с тем бытовой жанр совершенствует достижения предыдущего периода. Особенно этот процесс воплотился в искусстве Яна Вермеера.

Вермеер - одна из наиболее загадочных фигур всего голландского искусства 17-го столетия. Этот художник при жизни был известным мастером, но совершенно забытым уже на рубеже 18-го века. Его называли при жизни "Делфтским сфинксом", и он был очень популярен. Вермеер признан великим живописцем, его имя стали упоминать наравне с Рембрандтом и Хальсом.

Тем не менее знаем мы об этом художнике очень мало. Известно, что он родился в Дельфте в семье торговца картинами. В 1653 году он вступил в живописную гильдию св.Луки, где его несколько раз выбирали деканом. По всей вероятности, Вермеер всю жизнь прожил в Дельфте; известна лишь его одна поездка в Гаагу в 1672 году, где он выступил в роли эксперта при покупке итальянских картин.

Судя по всему, Вермеер был обеспеченным человеком. Он владел несколькими домами, а также имел дело по торговле картинами, составлявшее основной заработок художника. Живописью он занимался "для себя". Художник написал не более сорока живописных полотен (известно, что работал он очень медленно).

О личности самого художника больше всего сведений, пожалуй, можно подчерпнуть непосредственно из его картин. Ранние произведения Вермеера имеют явную ориентацию на искусство итальянского Возрождения. Но он старается глубже вникнуть в суть итальянского искусства, обращает внимание на психологическую сторону сюжета в картине. Творческой зрелости достигает он рано. Уже после своего двадцатипятилетия художник окончательно предпочитает бытовой жанр в живописи.

Художник углубляется в открывающуюся перед его взором человеческую жизнь. Образы в его произведениях часто очень похожи и как бы переходят из картины в картину. Их образы обладают особой самопогруженностью, внутренней независимостью.

Вермеер умел оживить каждую деталь интерьера, из безмолвного предмета превратить ее в источник чувств и мыслей. Эти детали он наделял особым светом, заставляет их сверкать и переливаться, вызывая ощущение необычности. Особый тип интерьера, созданный Вермеером, - бытовые сцены с двумя-тремя фигурами. При этом он добивается ощущения гармонии. уравновешенности. Ему нравится радостное и спокойное человеческое бытие. Он сознательно упрощает сюжет, рассаживает своих героев в спокойных, задувчивых позах. Он как бы останавливает время, чтобы дать себе возможность узнать и познать неуловимую гармонию мира.

К сожалению, Вермеер создал всего два пейзажа, изобразив свой родной Дельфт, родные улочки.

И все же Вермеер - это признанный мастер бытового жанра. В его интимных сюжетах действие всегда происходит в комнате, куда через окно падает мягкий свет, заставляя сверкать нитку жемчуга, светлый локон или шляпку гвоздя в спинке стула. Излюбленные цвета Вермеера - небесно-голубой, лимонно-желтый и белый.


Девушка, читающая письмо у открытого окна (1657)
Девушка, читающая письмо у открытого окна (1657)

Как и на других полотнах голландских живописцев здесь почти ничего не происходит. Хрупкая девушка стоит у окна и читает письмо. Вермеер вообще любил изображать одинокие женские фигуры в интерьере и часто использовал для этого комнаты своего дома. Как и в этой картине, как и в некоторых других, можно узнать одну и ту же обстановку: обитые кожей стулья с высокой спинкой, стол, покрытый тяжелой ковровой скатертью, и, безусловно, открытое окно. Вермеера никогда не смущала обыденность мотива, напротив, под его кистью она обретала некий поэтический смысл. На первый взгляд может показаться, что подсмотренная художником сцена случайна. Сдвинутая вправо занавесь подчеркивает это впечатление. На самом деле ситуация строго продумана, в ней распределен и уравновешен каждый предмет. Насыщенные цвета - желтый, малиновый, серебристый, золотистый - придают работе значительность, неповторимость.

Но главным выразительным средством художника, бесспорно, является свет. В его картинах он потоками струится из открытого окна, наполняет воздухом комнату, усиливая звучание цвета одежд и тканей - это придает картинам Вермеера особую атмосферу.

Вид Дельфта (1661)
Вид Дельфта (1661)

В панораме Дельфта солнечный свет предстает во всем своем природном разнообразии: в лучах, пробивающихся сквозь облака, в отражениях на воде, в бликующей поверхности мокрых от дождя зданий. В этом сиянии город не теряет своей реалистичности и остается обителью тех мыслей и чувств, которые выражал своим искусством Ян Вермеер.

Маленькая улочка в Дельфте (1632)
Маленькая улочка в Дельфте (1632)

"Уличка" - типичный уголок старого голландского города. Мощеные мостовые, выходящие на улицу фасады домов, открытые ворота двориков - кажется, что только стоит открыть ставни и заглянуть в окна, как мы увидим тех же дам, кавалеров и служанок, что мы видим в жанровых сценах Вермеера.

Географ (1669)
Географ (1669)

Перед нами ученый-географ, составляет карту местности. В руке у него циркуль, другой рукой опирается на книгу, лежащую на столе. А может быть, он не карту составляет, а определяет расстояние от одного города до другого? Он поднял голову от стола, задумался...
Обстановка комнаты сугубо рабочая - это, конечно, кабинет, место для работы ученого. Стол покрыт ковровой узорчатой скатертью, сдвинутой в данный момент на край. На столе лежит большая карта или лист ватмана. В углу шкаф, на котором стоит глобус.
Солнечный луч, поступающий сквозь окно, освещает разбросанные на полу рулоны ватмана.
Художник не стремится изобразить что-то глобальное, какое-то великое историческое событие. Его привлекают вот такие простые, бесхитростные сценки из жизни буржуа.

Дама за мюзеларом (ок.1672)
Дама за мюзеларом (ок.1672)

Еще одна картинка из жизни голландцев. Молодая женщина в роскошном домашнем платье музицирует, сидя за мюзеларом (фламандский клавишный инструмент). Перед ней ноты, на крышке мюзелара картина. Рядом стоит контрабас - здесь любят музыку.
Женщина играет, вдруг в комнату кто-то вошел, и она повернула голову к вошедшему
Картина написана в сочетании холодных фиолетово-голубых и теплых коричнево-бежевых тонов.

Дама и ее служанка (1667)
Дама и ее служанка (1667)

Бытовая картинка, видно, подсмотренная как-нибудь художником. Молодая женщина, одетая в роскошный домашний халат, отделанный горностаем, пишет письмо. Перед ней стоит служанка, она выслушивает указание хозяйки куда и как отнести это письмо.
С большим мастерством художник изображает одежду женщин, сдвинувшуюся складками синюю скатерть, письменные приборы. Чувствуется, что Вермееру нравится выписывать эти простые, но так необходимые в жизни предметы.

Дама, стоящая у спинета (1670)
Дама, стоящая у спинета (1670)
Девушка с жемчужной серьгой
Девушка с жемчужной серьгой

Перед нами портрет юной девушки, обернувшейся к зрителю.У нее прелестное лицо, полураскрытые губы, яркие глаза, выделяющиеся на юном невинном лице. На голове девушки искусно завязанный сине-желтый шарф, полностью закрывший прическу. В ухе ее жемчужная серьга. блеск которой перекликается с блеском выразительных глаз девушки.
Пожалуй, это одна из самых известных картин Вермеера.

Диана и нимфы
Диана и нимфы
Женский портрет
Женский портрет
Женщина с жемчужным ожерельем (1664)
Женщина с жемчужным ожерельем (1664)
Кавалер, угощающий даму вином (1660-1661)
Кавалер, угощающий даму вином (1660-1661)

Перед нами, вероятно, маленький кабачок. В нем двое - кавалер и дама. Кавалер в зеленом плаще, в черной шляпе угощает даму вином из белого кувшина. Молодая женщина в розовом вышитом узорами платье, в бело-голубом чепце пьет вино, бокал уже пуст. Кавалер с улыбкой поощряет подругу, предлагая повторить. Однако, сам не пьет.
Обстановка в комнате достаточно скромная. Стол, привычно для Вермеера, накрыт ковровой скатертью. Здесь же деревянные стулья, в углу скамья. На синей гладкой стене зеркало в золоченой раме. Открытое окно с витражом. Пол в шахматную клетку дополняет картину.

Концерт (ок.1665-1666)
Концерт (ок.1665-1666)
Кружевница
Кружевница
Леди и два джентльмена (1659)
Леди и два джентльмена (1659)

Вермеер любил изображать разные сцены в одной и той же комнате, с одними атрибутами, а также приглашал для натуры одних и тех же людей.
Вот и сейчас действие происходит в том же кабачке, где кавалер угощал вином даму. И эта картина по сюжету схожа.
То же окно с витражом, тот же шахматный пол,та же стена, хотя вместо зеркала на стене картина.
А в центре на стуле снова девушка, но другая, одета в красное атласное платье. Перед ней склонился с улыбкой восхищения красотой девушки молодой человек. Он также угощает ее вином, уже вложив бокал в руку, а чтобы она не отставила его, придерживает ее руку своей. Кавалер настойчиво уговаривает девушку выпить, а она с улыбкой смущения отвернула лицо, явно польщенная его словами и вниманием. И кажется, что смущение ее несколько нарочито.
А в углу за столом сидит второй мужчина, оперевшись щекой на руку. Перед ним знакомый белый кувшин с вином. Он явно скучает, он уже столько повидал таких интрижек своего приятеля! Ему уже смертельно хочется домой, хочется к жене и отдыхать...
Картина написана давно, но кажется, что это происходит в наши дни.

Молочница (1658)
Молочница (1658)
У сводни (1656)
У сводни (1656)
Сплетник (1661)
Сплетник (1661)
Христос у Марии и Марфы
Христос у Марии и Марфы
Художник в мастерской (1665)
Художник  в мастерской (1665)