Искусство средневековья

Предвозрождение. Раннее Возрождение.

Ф.Липпе Мадонна
Ф.Липпе Мадонна

В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Горожане, торговцы и ремесленники Италии еще с 12-го века вели героическую борьбу против феодальной зависимости. Развивая торговлю и производство, горожане постепенно богатели, сбрасывали власть феодалов и организовывали свободные города-государства. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Их граждане гордились своими завоеваниями. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета.


Сандро Боттичелли (1445 - 1510)

Сандро Боттичелли - Алессандро ди Мариано Филипепи  (Ренессанс)
Сандро Боттичелли - Алессандро ди Мариано Филипепи (Ренессанс)

Настоящее имя Сандро Боттичелли - Алессандро ди Мариано Филипепи. Трудно назвать художника эпохи Возрождения, имя которого было бы больше связано с историей Флоренции. Он родился в семье кожевника Мариано Ванни Филипепи. После смерти отца главой семьи становится старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли (бочонок), это прозвище пристало к нему то ли за чрезмерное пристрастие к вину, то ли из-за его полноты.


Эпоха барокко

Охота на бегемота и крокодила. Рубенс
Охота на бегемота и крокодила. Рубенс

В конце 16-го - начале 17-о века искусство Ренессанса в Западной Европе сменилось новым направлением "барокко". Слово "барокко" в буквальном переводе с итальянского означает "причудливый", "вычурный".

Зародилось барокко в Италии, в конце 16 века. Зрителя поражают яркость чувств, порывистость, страстность этого искусства, его преувеличения и излишества полны неожиданностей. Барокко покорило всю Европу.

Архитектура


Караваджо Микеланджело (1571- 1610)

Микеланджело  Меризи да Караваджо
Микеланджело Меризи да Караваджо

Этот известный итальянский художник следовал принципам более реалистической живописи. Темы для своих картин он брал из окружающей жизни. Караваджо был против идеализированного, выдуманного искусства. Он любил изображать необычные персонажи - картежников, гадалок, музыкантов. Караваджо любил писать бытовые сцены, и даже религиозные сюжеты у него выглядели достоверными.


Лоренцо Бернини (1598 - 1680)

Лоренцо Бернини (1598 - 1680)
Лоренцо Бернини (1598 - 1680)

Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Начал заниматься ваянием еще в детстве. В 17 лет он мог уже принять заказ на портретный бюст епископа Сантоки, установленный на его надгробии, а в 20 лет – выполнить портрет папы Павла V. Скульптор в основном работал в Риме, где создал много барочных архитектурных сооружений и скульптур. Среди его скульптур -мифологические сцены, античные герои.


Леонардо да Винчи (1452 - 1519). Высокий Ренессанс

Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи

Наиболее яркий художник эпохи Высокого Ренессанса (см. статью "Эпоха Возрждения" в разделе "История искусства"). Обладал разносторонними талантами: он был живописцем, математиком, инженером, музыкантом, поэтом. Он во многом опережал свое время, например, он пробовал сконструировать летательный аппарат, одним из первых он прибегал в научных целях к анатомированию организма человека.


Рафаэль Санти (1483 - 1520). Высокий Ренессанс

Рафаэль Санти
Рафаэль Санти

Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. статью в разделе "История искусства"). Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Он изображал людей цельных, гармоничных, фоном служили красивые пейзажи или величественная архитектура. Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. Рафаэль учился у известного художника Перуджино, и огромное влияние на его творчество оказал знаменитый Леонардо.


Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564). Высокий Ренессанс

Микеланджело Буонаротти
Микеланджело Буонаротти

Микеланджело - третья горная вершина Ренессанса. Его долгая жизнь - жизнь Геркулеса, вереница подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая. Он был гениальным художником, ваятелем, архитектором, поэтом. Но более всего он - ваятель.


Классицизм в архитектуре Франции

В 17 веке сформировалось единое французское государство, которое стало самой могущественной державой в Западной Европе. Во 2-й половине 17-го века правит Людовик XIV "король-солнце", как его называли. Это время было вершиной французского абсолютизма, а в западной литературе оно получило название "великий век". Великий - прежде всего по пышности церемониала и всех видов искусств, в разных жанрах и разными способами прославлявших особу короля.

В 1671 году основывается Академия архитектуры. С приходом Людовика IV все виды искусств находятся под абсолютным контролем короля.


Джорджоне (1477 - 1510). Венецианское Возрождение

Джорджоне
Джорджоне

Своим особым путем развивалась живопись в Венеции. Влажная атмосфера этого города, построенного на островах, была губительна для фресковой живописи. Поэтому здесь раньше, чем где-либо в Италии, художники освоили технику масляной живописи, изобретенную в Нидерландах. Она была удобной и предоставляла художнику больше разнообразных возможностей. Праздничное настроение, особый теплый золотистый колорит - вот типичные черты, присущие творчеству живописцев этого города.


Эль Греко (1541 - 1614)

Эль Греко
Эль Греко

17-й век являлся золотым веком для испанской живописи. Она была наполнена духом глубокой серьезности, иногда с некоторым оттенком фанатизма. В основном, писали картины для церквей и портреты. Испанские художники предпочитали темные, коричневые тона и "подвальное освещение" ( сюжет картины в полутьме, лишь наискось его прорезает сноп света) - это придавало необходимое напряжение чудесным легендам из жизни святых и правдивым портретам.


Тициан Вечеллио ( 1477 - 1576). Венецианское Возрождение

Тициан Вечеллио
Тициан Вечеллио

Тициан - великий венецианский художник, один из титанов эпохи Возрождения. Его творчество наполнено красотой и радостью жизни, вера в счастье человека. Необыкновенное богатство, тонкость и праздничность цветов сделали его одним из крупнейших живописцев мира. Он прожил около ста лет и оставил миру множество блистательных работ. Темы его картин разнообразны: мифология и религия, портрет и пейзаж, во многих произведениях он воспитывает прекрасное нагое человеческое тело.


Веронезе Паоло (1528 - 1588). Венецианское Возрождение

Веронезе Паоло (Кальяри)
Веронезе Паоло (Кальяри)

Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе ( он родом из Вероны), суждено было стать последним певцом праздничной, ликующей Венеции16-го века. Он начал с исполнения картин для веронской знати и веронских церквей, но слава прищла к нему, когда в 1553 году он стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей. Отныне его жизнь навеки была связана с Венецией. Он делает росписи, но чаще пишет большие картины маслом на холсте по заказу республики и венцианских патрициев.


Тинторетто (1518 - 1594). Венецианское Возрождение

Тинторетто
Тинторетто

Якопо Робусти, известный в искусстве как Тинторетто ( "тинторетто" - красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Тинторетто - младший современник Тициана и Веронезе и последний корифей венецианского Высокого Возрождения. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. У него размашистая широта кисти становится блистательно бравурной, пишет он много и быстро - монументальные композиции, плафоны, большие картины, наполненные и переполненные фигурами в головокружительных ракурсах и с самыми эффектными, перспективными построениями.


Хусепе Рибера (1591 - 1652)

Рибера Хусепе (барокко)
Рибера Хусепе (барокко)

Известный испанский художник. В своих картинах он во многом подражал Караваджо: он предпочитает темный фон, насыщенные густые тона, красноватые в тенях. контрасты света и тени, подчеркнуто земные, реальные образы. Его библейские и евангельские персонажи - простолюдины, но всегда полные достоинства,мужественные и гордые.


Франсиско Сурбаран (1598 - 1664)

Сурбаран Франсиско  (барокко)
Сурбаран Франсиско (барокко)

Его считают главным живописцем Севильи, где он жил и творил. Заказчиком Сурбарана была церковь, главными персонажами - монахи. Спокойные, важные, благочестивые, они представлены обычно в рост, в белых одеждах на темном фоне, в застылой позе, что должно подчеркивать оттенок вечного, незыблемого. Это всегда национальный, полный достоинства характер.

Приблизительно до 30-х годов в почерке Сурбарана сказывается влияние творчества Караваджо: краски темные и плотные, контрасты света и тени.


Ян ван Эйк (1380 - 1441). Северное Возрождение

Ян ван Эйк  (Ренессанс)
Ян ван Эйк (Ренессанс)

В странах, расположенных к северу от Италии - в Нидерландах, Германии, Франции - в XV - XVI веках развивается культура, называемая Северным Возрождением. Как и Итальянское, Северное Возрождение означает новый этап развития европейской культуры, более высокий, чем в средние века. Как и в Италии, здесь происходит открытие мира и человека в искусстве, человек становится высшей ценностью в искусстве. Но если в Италии эпоха Возрождения началась с возрождения античных идеалов и отрицания средневековых взглядов, то на Севере культура XV -XVI веков еще очень тесно связана со средневековьем.


Веласкес Диего (1599 - 1660)

Веласкес Диего  (барокко)
Веласкес Диего (барокко)

Диего Родригас де Сильва Веласкес - самый замечательный художник "золотого испанского века", мастер реалистической живописи, автор правдивых портретов, картин придворной жизни, исторических и мифологических сюжетов.

Почти 40 лет он был придворным художником короля Филиппа IV-го. С его многочисленных полотен смотрят на нас представители разных слоев Испании 17-го века: принцы и шуты, короли и полководцы, карлики и кардиналы, принцессы и пряхи.


Импрессионизм

В 70-х годах 19-го века во Франции появилось направление в живописи, которое получило название "импрессионизм" (французское слово "импрессион" означает "впечатление").


Клод Моне(1840)

Клод Моне  (импрессионизм)
Клод Моне (импрессионизм)

Клод Моне - самый яркий представитель импрессионизма, истинный глава школы импрессионистов. Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи. В целых сериях его картин повторяются мотивы стога сена, водяных лилий на поверхности пруда, тополиной аллеей и другие - они запечатлены в разные часы дня, при разной погоде: то окутанные вечерним угасающим светом, то залитые сиянием полуденного солнца, Моне первым изгнал из своей палитры черный цвет, считая, что в природе такого нет и что даже тени в действительности цветные.