Йорданс Якоб (1593 - 1678)

Якоб Иорданс
Якоб Иорданс

Истинным последователем после смерти Рубенса был Якоб Иорданс, крупнейший художник Фландрии XVII века, мастер барокко. Это один из лучших помощников Рубенса в его мастерской, многому научился у своего знаменитого учителя, но и сумел сохранить свою индивидуальность в творчестве. Как и ван Дейк, он происходил из бюргерской среды.

Иорданс писал на мифологические, христианские, аллегорические, бытовые сюжеты, и всегда оставался трезвым реалистом, сумевшим сохранить здоровое народное начало. Излюбленный его жанр - бытовой. Это семейные пирушки, народные празднества, когда столы ломятся от яств, лица лоснятся от довольства, расплываются в улыбках. Художние искал свои образы в крестьянской среде, в народной толпе. Античные сюжеты у него приобретают фламандские черты.

В ранние годы Иорданс, подражая Караваджо, любил эффекты светотеневых контрастов, но позднее меньше увлекался этим приемом в живописи. Живопись художника сочная, свободная, мощная. Насыщенность цвета создает праздничность композиции, всегда брызжущей весельем.

Национальный колорит, национальный тип выражены в произведениях Иорданса с наибольшей полнотой и прямолинейностью. Часто в своих картинах он слишком простонароден и даже грубоват.

Картины Иорданса помогают понять, каким образом условная мифологическая тематика барокко и его бравурное движение привилось на фламандской почве и сочетались с народными фламандскими традициями. Мироощущение фламандских бюргеров нашло в языческой мифологии очень много для себя близкого, знакомого, родственного. Пиры плодородия, вакханалии, любовные игры нимф и сатиров - все им понятно. Иорданс как будто говорит, что мы тоже умеем веселиться, любить женщин и наслаждаться благами земли не хуже античных божеств. Какая разница, как это назвать - вакханалией или пирушкой в доме честного бюргера?


Суд Париса (1625)
Суд Париса (1625)

Перед появлением на свет троянского царевича Париса его будущая мать Гекуба видела вещий сон, будто она родит сына, и он погубит Трою. Тогда его отец, Приам, решил избавиться от сына после его рождения и приказал своему слуге отнести ребенка на высокую гору Иду и оставить там в глухой чаще в надежде, что там его погубят звери. Но мальчик не погиб, а за человеческого детеныша вступилась медведица, которая вскормила его.
Парис вырос среди молодых пастухов, но от сверстников отличался красотой и силой. Он умело спасал стада от нападения диких зверей.
Парис жил среди лесов Иды и, ничего не зная о тайне своего рождения, был всем вполне довольным.
Однажды к нему по велению Зевса прилетели посланник богов Гермес и три богини: Афина, Гера и Афродита. Им нужно было разрешить спор, кто из них самая красивая, самая достойная. Гермес протянул Парису яблоко с надписью "Прекраснейшей" и велел вручить его той, которая ему покажется самой прекрасной.
Парис посмотрел на богинь, но не мог сразу определить, кто же достоин яблока. Тогда все они стали уговаривать выбрать себя, рассказывая о своих достоинствах и предлагая разные дары. Гера предложила власть над всей Азией, Афина пообещала воинскую славу, а Афродита сказала, что отдаст ему в жены самую прекрасную из смертных женщин - Елену, дочь Зевса и Леды.
Парис, услышав слова Афродиты, отдал яблоко ей.
Таким образом, Афродита была признана Парисом самой прекрасной, а он стал ее любимцем. Но зато Гера и Афина возненавидели Париса и задумали погубить его город Трою и всех троянцев.

Сатир у гостях у крестьянина
Сатир в гостях у крестьянина

Картина "Сатир в гостях у крестьянина" представляет собой самобытный сплав мифологического барочного жанра с чисто бытовым и юмористическим. Козлоногий бог лесов запросто присутствует на скудной крестьянской трапезе и чувствует себя как дома: он из той же земной глины, кряжистый и загорелый (в одном из вариантов Иорданс изобразил Сатира старым дедом), так же любит побалагурить. Ему только непонятны кое-какие обычаи людей и он с любопытством расспрашивает. Повадки его и жесты - как у настоящего крестьянина.

Марсий, истязаемый музами (1640)
Марсий, истязаемый музами (1640)

Марсий (греч.миф.) - сатир, сын Эагра, родом из Фригии.

Богиня Афина играла на флейте, но однажды увидела, как при этом безобразно надуваются ее щеки. Афина в раздражении бросила флейту. Марсий, прогуливаясь в том месте, поднял ее и начал учиться играть на ней. В результате Марсий достиг в игре на флейте необычайного мастерства, и, возгордившись, вызвал на состязание самого Аполлона. Покровитель муз великолепно играл на кифаре, и был очень раздражен дерзостью Марсия. Состязание состоялось и Аполлон победил Марсия.

Будучи разозленным на Марсия, Аполлон с помощью муз содрал с Марсия кожу. По преданию, кожа Марсия висит во Фригии, у истоков реки Меандр. При звуках флейты кожа начинается шевелиться, но при звуках песен в честь Аполлона она остается неподвижной.

Бобовый король (1630)
Бобовый король (1630)

Это национальный фламандский праздник "трех волхвов" или "трех королей", который отмечается 6 января.
По старой нидерландской традиции в этот день к столу подавали пирог, в котором запечен боб. Боб символизировал путеводную звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. Тот, кому доставался боб, провозглашался "бобовым королем". "Король" выбирал себе "королеву" и "свиту". Участники застолья обязаны были беспрекословно подчиняться "королю" и "королеве", а когда "король" поднимал бокал вина, - хором кричать: "Король пьет!"
Тут пирушка в разгаре - крики, хмельные рожи; все усиленно потчуют "короля"; убеленный сединами, разнеженный, пьяный, в короне, съехавшей набок, он, хоть и ненастоящий король, придает привкус иронической сказочности зрелищу разгула. Как всегда, фигуры у Йорданса крупные, тяжелые; они громоздятся, тесно набивают пространство картины.

Семейный портрет (1621)
Семейный портрет (1621)
Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония
Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония

Эрихтоний (греч.миф.) - один из первых аттических царей, рожденный землей Геей от семени Гефеста. Он имел полузмеиное, получеловеческое тело. Младенцем его спрятали в ларец Афины и отдали на хранение дочерям Кекропа - Аглавре, Гере и Пандросе. Кекроп - сам автохтон (коренной житель) и полузмей.

Однако любопытная Аглавра с сестрами заглянули в ларец и ужаснулись от увиденного там чудовища. Афина разгневалась и наслала на них безумие.

Воспитание Юпитера (1627)
Воспитание Юпитера (1627)
Паром в Антверпене (1625)
Паром в Антверпене (1625)
Портрет дочери художника (1635)
Портрет дочери художника (1635)
Отдых Дианы (1645)
Отдых Дианы (1645)
Триумф принца Фридриха Генриха Оранского (1652)
Триумф принца Фридриха Генриха Оранского (1652)

Фридрих Генрих, принц Оранский, младший сын принца Вильгельма I и его супруги Луизы де Колиньи. Уже в юношестве проявил храбрость и военные способности во время войны с Испанией за независимость Нидерландов.
В 1625 году Фридрих Генрих, принц Оранский, стал штатгальтером Нидерландской республики. В его правление Нидерланды достигли своего наивысшего расцвета и могущества. Фридрих Генрих старался восстановить мир внутри страны и положить конец религиозным распрям. Союзом с Данией, Швецией, а в 1635 году и с Францией принц Оранский отвратил опасность, грозившую провинциям Нидерландов от соединенных сил испанского дома Габсбургов.
Фридрих Генрих был весьма искусным полководцем; его главный штаб считался высшей школой военного искусства, из которой вышли лучшие полководцы 17-го столетия.
Картина написана в стиле роскошного барокко, поэтому в ней много патетики, преувеличения.

Семейный портрет
Семейный портрет
Молодой Сатир (1635)
Молодой Сатир (1635)
Адам и Ева
Адам и Ева
Оплакивание Христа (1650)
Оплакивание Христа (1650)
Убийство Меркурием Аргуса (1650)
Убийство Меркурием Аргуса (1650)

Аргус (греч.миф.) - великан, сын Геи-Земли. Тело Аргуса было испещрено бесчисленным множеством глаз, причем одновременно спали только два глаза. Гера приставила неусыпного Аргуса стражем и пастухом к Ио, возлюбленной Зевса, превращенной в корову. По приказу Зевса, не вынесшего страданий Ио, Аргус был убит Меркурием, предварительно усыпившим его игрою на свирели и рассказами о любви Пана к наяде Сиринге. Гера перенесла глаза Аргуса на оперение павлина.