Искусство Франции

Классицизм в архитектуре Франции

В 17 веке сформировалось единое французское государство, которое стало самой могущественной державой в Западной Европе. Во 2-й половине 17-го века правит Людовик XIV "король-солнце", как его называли. Это время было вершиной французского абсолютизма, а в западной литературе оно получило название "великий век". Великий - прежде всего по пышности церемониала и всех видов искусств, в разных жанрах и разными способами прославлявших особу короля.

В 1671 году основывается Академия архитектуры. С приходом Людовика IV все виды искусств находятся под абсолютным контролем короля.


Пуссен Никола(1594 - 1623)

Никола Пуссен (классицизм)
Никола Пуссен (классицизм)

Во 2-й половине 17-го века во Франции официальным направлением в искусстве становится классицизм. Однако, в скульптуре и живописи сложнее, чем в архитектуре, здесь сказывается еще большое влияние барокко. И тем не менее классицизм завоевывал свои позиции.

Как уже было сказано, классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. Основой теории классицизма был рационализм, эстетическим идеалом служила античность. Произведениями классицизма провозглашались только прекрасные и возвышенные, согласно античным идеалам.


Рококо

XVIII век в Западной Европе принято называть веком Просвещения. На смену старой культуре пришла новая культура философов, экономистов, литераторов. Все виды искусства достигают необычайного расцвета, особенно литература, музыка, живопись.


Ватто Жан Антуан (1684 - 1721)

Антуан Ватто  (рококо)
Антуан Ватто (рококо)

Антуана Ватто можно считать основоположником рококо в живописи, и его творчество лучше всего показывает, какого рода человеческие открытия таило в себе это "мотыльковое искусство".


Буше Франсуа (1703 - 1770)

Буше Франсуа  (рококо)
Буше Франсуа (рококо)

Подлинный представитель французского рококо. Буше официально именовался "Первым художником короля", был директором Академии, обладал почетным правом занимать квартиру в Лувре. И пожалуй всей Франции было известно о благоволении к нему всесильной фаворитки короля Жанны-Антуанетты Пуассон, маркизы де Помпадур.


Фрагонар Жан Оноре (1732 - 1806)

Жак Оноре Фрагонар  (рококо)
Жак Оноре Фрагонар (рококо)

Жак Оноре Фрагонар - блестящий мастер, живописец-импровизатор, художник редкостного таланта, восприимчивости, фантазии, темперамента. Это самый крупный французский художник после Ватто и Шардена. Его творчество - утонченный и яркий цветок искусства рококо и всей французской культуры второй половины 18 века.


Шарден Жан Батист Симеон (1699 - 1779)

Шарден Жан Батист  (реализм)
Шарден Жан Батист (реализм)

В 60-70-х годах под несомненным влиянием буржуазии в искусстве возник интерес к голландскому реализму. Под влиянием этих эстетических идей развивается искусство французского художника Жана Батиста Симеона Шардена.

По существу, Шарден создал новую живописную систему. Он начал с натюрморта, ранее мало развитого во Франции: натюрморты с битой птицей, снедью, плодами.


Грёз Жан Батист (1725 - 1805)

Грёз Жан Батист  (сентиментализм)
Грёз Жан Батист (сентиментализм)

Дальнейшее развитие бытового жанра во французской живописи было связано с именем Жана Батиста Грёза. Его картины близки к сентиментальной драме, как раз возникшей в этот период, к тому литературному жанру, в котором писал Дидро. "Вот поистине мой художник", - восклицал Дидро, посвятив Грёзу не одну страницу своих "Салонов".


Давид Жак Луи (1748 - 1825)

Жак Луи Давид  (классицизм)
Жак Луи Давид (классицизм)

Накануне суровых событий Французской революции и во время самой революции искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма. Передовой мыслящей части Франции было вполне ясно в эти годы, что монархия Бурбонов окончательно разваливается. Новые требования жизни вызвали потребности в новом искусстве, новом языке, в новых выразительных средствах. Увлечение античной культурой совпало с самыми насущными требованиями искусства героического, высокогражданственного,создающего образы, достойные подражания.


Энгр Жан Огюст Доменик (1780 - 1867)

Энгр Жан Огюст Доменик  (классицизм)
Энгр Жан Огюст Доменик (классицизм)

Энгр - один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Учился в Тулузской академии изящных искусств. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Усвоив классицистическую систему с ее культом античности, Энгр намеренно отказался от революционности классицизма Давида, отрицая современность и выражал своим творчеством единственное желание - уйти от жизни в мир идеального. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею.


Страницы

Подписка на Искусство Франции