Жерико Жан-Луи-Андре-Теодор ( 1791 - 1824 )

Жерико Жан-Луи  (романтизм)
Жерико Жан-Луи (романтизм)

Классицизм со своими строгими представлениями и холодным расчетом стал вызывать сопротивление тех художников, которые хотели выразить в искусстве прежде всего свои чувства, переживания и настроения, дать волю своему воображению. В противоположность классицизму, грезившему античностью, эти художники обратили свои взоры к средневековью, к далеким экзотическим странам, и особенно Востоку. Благодаря этому романтическому, т.е. мечтательному, поэтическому складу чувств в живописи II четверти 19-го века сложилось направление романтизм.

Вновь расцвела полузабытая пейзажная живопись, бурный подъем переживала историческая живопись, многие художники вдохновлялись литературными сюжетами, в частности, из романтических сочинений.

Живопись романтиков отличалась возбужденным горячим колоритом, сильным контрастом цветовых пятен, преднамеренным отказом от точности и классической отточенности рисунка. Композиция часто хаотична, лишенная величавости и незыблемого спокойствия.

Почти полстолетия длилась борьба между классицистами и романтиками: Романтики упрекали классицистов в холодной рассудочности, в отсутствии движения, а классицисты укоряли романтиков, что они пишут "будто бешеной метлой". Это была борьба двух различных художественных мировоззрений.

Первым художником романтизма во Франции был Теодор Жерико. Это мастер героических монументальных полотен, который соединил в своем творчестве черты и классицизма, и романтизма, и, наконец, мощное реалистическое начало, оказавшее огромное влияние на искусство реализма середины 19-го века. Но при жизни он был оценен лишь немногими близкими друзьями.

Впервые в 1812 году Жерико заявляет о себе большим полотном "Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку". Картина имела успех, и Жерико получил за нее золотую медаль. Зато следующая большая картина - "Раненый кирасир" потерпело полную неудачу, ибо посчитала ее намеком на разгром Наполеона в России.

Всю жизнь Жерико имел страсть к лошадям, что нашло отражение в его картинах, где лошади изображались в различных сюжетах, в разных ситуациях.

В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием. Жерико внимательно изучает классицизм, однако настойчиво ищет героические образы в современности. Так, события, происшедшие с французским кораблем "Медуза" летом 1816г., дали художнику сюжет, полный драматизма. Картину приняли сдержанно, страсти вокруг нее были чисто политические: одни видели в ней проявление художником гражданского мужества, другие - клевету на действительность.

Жерико уезжает в Англию и демонстрирует эту картину там, где она имела большой успех. По возвращении во Францию, художник писал трагические образы сумасшедших, людей с обостренной психикой.

Последние одиннадцать месяцев своей жизни Жерико уже смертельно болел: вследствии падения с лошади он был прикован к постели. Умер он в январе 1824 году.


Плот Медузы (1818-1819)
Плот Медузы (1818-1819)

Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. События, происшедшие с французским кораблем "Медуза" летом 1816 года, дали художнику сюжет, полный драматизма и привлекший внимание общественности. Фрегат "Медуза" потерпел крушение у берегов Сенегала. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. На двенадцатый день, когда плот был замечен, на борт брига "Аргус" подняли только 15 полумертвецов, остальные погибли от жажды, голода, болезней. Причину гибели усматривали в непрофессионализме капитана, получившего это место по протекции. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.

В итоге длительной подготовительной работы Жерико создает гигантское полотно 7Х5м, на котором изображает немногих оставшихся на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. Среди них мертвые, сошедшие с ума, полуживые и те, кто в безумной надежде всматривается в эту далекую, едва различимую точку. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и совершенно отрешенно глядевшему вдаль, и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.

Картина написана в суровой, даже мрачной гамме, нарушаемой редкими вспышками красных и зеленых пятен.И хотя точный рисунок, резкая светотень, скульптурность форм говорят о традициях классицизма,- выбор темы, раскрытой на бурном драматическом конфликте, изображение ситуации, доведенной до крайнего напряжения, -все это уже черты будущих романтических произведений.

Две почтовые лошади (1823)
Две почтовые лошади (1823)
Дерби в Эпсоме (1921)
Дерби в Эпсоме (1921)

Это последняя большая картина Жерико, наиболее простое и живописное его произведение. В нем художник создал любимый им образ летящих, как птицы над землей коней. Впечатление стремительности усиливается еще и определенным приемом: кони и жокеи написаны очень тщательно, а фон - широко, обобщенно.

Бег свободных лошадей в Риме (1817)
Бег свободных лошадей в Риме (1817)
Жертва крушения (1819)
Жертва крушения (1819)
Конный рынок (1817)
Конный рынок (1817)
Конь во время грозы (1821)
Конь во время грозы (1821)
Кораблекрушение (1820)
Кораблекрушение (1820)
Печь для обжига извести (1822)
Печь для обжига извести (1822)
Рабы, останавливающие лошадь (1817)
Рабы, останавливающие лошадь (1817)
Рыжий конь
Рыжий конь
Серая в яблоках лошадь (1820)
Серая в яблоках лошадь (1820)
Конюшня
Конюшня
Укрощение быков (1817)
Укрощение быков (1817)
Раненый кирасир (1814)
Раненый кирасир (1814)
Мария Медичи в бою при Пон-де-Се
Мария Медичи в бою при Пон-де-Се

Французская королева с 1600 года, регент при несовершеннолетнем Людовике XIII. Не умея сама управлять сама страной, правил ею ее фаворит итальянец Кончино Кончини. Когда король после долгого правления Кончини приказал его убить, а свою мать изолировать под надзор в Блуа, она оттуда сбежала и организовала мятеж вооруженный против сына.
Художник изобразил Марию Медичи в бою, на горячем коне, возбужденную, разгоряченную в пылу битвы.

Офицер конных егерей императорской гвардии, идущей в атаку (1812)
Офицер конных егерей императорской гвардии, идущей в атаку (1812)
Офицер
Офицер
Портрет Эжена Делакруа (1819)
Портрет Эжена Делакруа (1819)
Портрет Лауры де Бро (1820)
Портрет Лауры де Бро (1820)
Портрет Альфреда и Элизабет де Дро (1816 - 1817)
Портрет Альфреда и Элизабет де Дро (1816 - 1817)
Пожилая итальянка
Пожилая итальянка
Сумасшедшая.Зависть. (1822)
Сумасшедшая.Зависть. (1822)