Портрет А. Ахматовой (худ.Альтман)
Образы замечательной поэтессы Анны Ахматовой проходят перед нами в многочисленных портретах, написанных с натуры, а потому особенно интересных. В 1910 году в Париже Ахматова познакомилась с художником Модильяни, часто бывала в его мастерской. Он нарисовал с нее несколько рисунков, один из них поэт Осип Мандельштам описал так:
Вполоборота, о печаль, на равнодушных поглядела. Спадая с плеч, окаменела ложноклассическая шаль...
А. Ахматова (рисунок Модильяни)
Впоследствии ее портреты создавали многие видные художники начала века. Но самый известный из написанных до революции, - портрет, написанный художником Альтманом.
Это было в 1913 году в Петербурге.
На низком острове, который, словно плот,
Остановился в пышной Невской дельте...
То есть на Васильевском острове, где Анна Ахматова жила в студенческом общежити. Художник Натан Альтман жил неподалеку, в меблированных комнатах. Мастерская Альтмана помещалась в мансарде, и Ахматова описала, как она
Через окно на крышу выходила
И по карнизу шла над смертной бездной,
Чтоб видеть снег, Неву и облака...
Мельком они познакомились двумя годами раньше в Париже. Он был тогда еще очень молод - 22-х лет, уроженец Винницы, нерадивый ученик художественного училища в Одессе. В Париж он отправился в "поисках самого себя". Штудировал в музеях великих испанцев: Веласкеса, Сурбарана, Эль Греко. Однако, его привлекали "кубисты" с их математически строгим анализом формы.
(Кубизм зародился в первом десятилетии 20-го века, это одно из наиболее самобытных течений модернизма. Создателями этого течения были художники Пабло Пикассо и Жорж Брак. Кубисты упрощали предметы до геометрических форм - шара, куба, цилиндра, призмы. Мир, который они создавали в своих картинах, был граненым и угловатым )
Писал тогда Альтман тщательно и добросовестно, но мало вдохновенно. На его полотнах были портреты, пейзажи, натюрморты. Альтман обладал противоречивым характером: тянулся в разные стороны и хотел соединить несоединимое. Поэтому, вернувшись в Россию, он то выставлял свои работы в объединении "Мир искусств", то присоединялся к авангардистам. В Петербурге он вращался в кругу художественной богемы - художников, писателей, артистов. Его любили, он был общительный, добрый, красивый. Говорят, встречая его, Осип Мандельштам всякий раз декламировал шуточные стихи собственного сочинения:
Это есть художник Альтман,
Очень старый человек.
По-немецки значит - Альтман
Очень старый человек.
Он художник старой школы,
Целый свой трудился век,
Оттого он не веселый,
Очень старый человек.
В 1913 году "очень старому человеку" было 24 года. Он встретился с Ахматовой случайно - в артистическом подвале "Бродячая собака" и был поражен ее обликом и сразу же попросил Ахматову позировать, она согласилась, и вскоре начались долгие сеансы в мастерской - мансарде на Васильевском острове.
Под самой крышей в грязном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистел перед мольбертом
И жаловался весело и грустно
О радости небывшей говорил.
Ахматова в это время уже несла бремя своей внезапной славы, придавшей этой молодой женщине, ровеснице художника, нечто царственное. Ее неизменную челку воспевали Блок и Мандельштам. В одном из стихотворений того времени Ахматова описывает себя так:
На шее мелких четок ряд, в широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят и больше никогда не плачут.
И кажется, лицо бледней от лиловеющего шелка,
Почти доходит до бровей моя незавитая челка....
Портрет А. Ахматовой (худ.Альтман)
Такой она и представлена на портрете Альтмана. Но художнику не хотелось ограничиваться только передачей выразительной внешности, ему важно было передать сущность характера, поэзию души.
Внимание зрителя привлекает строгий силуэт модели, уверенной в себе женщины, почти акробатически гибкой, изящной и женственной. На заднем плане мерцают дробящиеся кристаллические структуры, создающие подобие сказочного царства. Интенсивность синего и желтого цветов платья контрастирует с приглушенностью полупрозрачных зеленоватых и голубых тонов фона, сверкающих на холсте подобно драгоценным камням.
Когда писался этот портрет, Ахматова жила в Петербурге одна, покинув Царское Село и дом, где они жили с Гумилевым. Наступил ее окончательный с Гумилевым разрыв и начиналась как бы другая жизнь, и она испытывала чувство нового рождения - и это чувство каким-то непостижимым образом Альтман увидел и запечатлел в портрете. Ахматова так и писала об альтмановском портрете:
Как в зеркало глядела я тревожно на серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство мое с моим изображеньем новым...
Это один из лучших портретов Альтмана, один из тех, в которых его пристрастие соединить несоединимое порождало неожиданный эффект. Портрет Ахматовой - это типично светский и вместе с тем - авангардистско-кубический. С грустью и нежностью вспоминает впоследствии Ахматова об Альтмане:
Теперь не знаю, где художник милый, но чувствую, что Музы наши дружны
Беспечной и пленительною дружбой, как девушки, не знавшие любви.
Ахматова любила позировать. Осенью 1914 года она позировала художнице Кардовской. В своем дневнике художница писала так: "Сегодня у меня позировала Ахматова. Она своеобразно красива, очень высока, стройна, обаяние модели царит надо мною, страшно отвлечься, хочется работать и жить этой работой." Однако, позднее дочь художницы скажет:"Как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет моей матери, я все же считаю, что Ахматова такая, какою ее знали друзья, поэты, поклонники тех лет передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана."
А. Ахматова (худ.Кардовская)
По-иному оценил портрет Кардовской поэт Н.Гумилев:
Вы пленены игрой цветов и линий, у вас в душе и радость, и тоска,
Когда весной торжественной и синей так четко в небе стынут облака...
И грустно вам, что мир неисчерпаем, что до конца нельзя его пройти,
Что из того, что было прежде раем, теперь идут все новые пути...
Стихи пронизаны предчувствием конца того воображаемого гармонического мира. Время оказалось неумолимым. Революция, войны сотрясали мир.В эти годы (с1915 по 1921) произошла ломка всех привычных для Ахматовой представлений о жизни и назначении поэта. Многие друзья уехали в эмиграцию, они упорно звали ее с собой. Но ничто не могло оторвать Ахматову от России.
"Мне голос был. Он звал утешно, он говорил:"Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный, оставь Россию навсегда..."
Но равнодушно и спокойно руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной не осквернился скорбный дух.
Черты характера и внешность Анны Ахматовой менялись, она чаще замыкалась в себе, образ становился трагическим, в нем чувствовалась какя-то скорбь, отрешенность от прошлого и решимость быть стойкой до конца. В 1922 году новый образ Ахматовой, много пережившей, но оставшейся верной своей привязанности к Родине, создал художник Петров-Водкин. Сдержанный, строгий и решительный образ поэтессы, созданный художником, - вершина его портретного искусства. Прежде всего, это образ человека творческого, интеллектуального, личность, которую создало время на рубеже двух исторических эпох. В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота. Ее муза олицетворяет скорбь.
Портрет А. Ахматовой (худ.Петров-Водкин)
Дай мне горькие годы недуга, задыханье, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар
- Так молюсь за твоей литургией после стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей.
В 1928 году художником Тырса созданы три графических портрета Анны Ахматовой в черных тонах. Художник создал тонкий, поэтический образ поэтессы. Черная краска под кистью художника, то более грустная, то прозрачная, передает и грацию позы, и жемчужную воздушность света, и чеканность профиля. Скромными средствами Тырса создал необычайно одухотворенный, строгий и женственный образ Ахматовой, в котором художник проследил жизнь женской души, еще полной нерастраченной силы любви и нежности.
А.Ахматова (худ.Тырса)
А.Ахматова (худ.Тырса)
Поэт Мандельштам так выразил впечатление от Тырсовского образа Ахматовой:
Как черный ангел на снегу ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу, есть на тебе печаль господня.
С годами особая сила воздействия личности поэтессы не проходила. Новые страшные переживания не сломили ее духа. В 1939 году ее портрет написал художник Осмеркин. Здесь она классически величественна, спокойна, лицо задумчивое и строгое. И, несмотря на то, что в окне благоухают цветущие кусты, образ нельзя назвать лирическим. Ахматова собрана внутренне и как бы готова к новым ударам судьбы и к новым битвам. Эти черты ее характера проявили себя с особой силой в годы войны.
Портрет А.Ахматовой (худ.Осмеркин)
Осенью 1941 года фашистские войска блокировали Ленинград. Ленинградцы помнят, как звучал для них голос поэта:
Не страшно под пулями лечь, не горько остаться без крова,
- И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем!
Навеки!
Ее слова звучали как заповедь:
Мы детям клянемся, клянемся могилой,
Что нас покориться никто не заставит!
В 1943 году Ахматову, сосредоточенную и решительную, рисовал художник Тышлер. Он создал с нее множество рисунков. Это уже не "декадентская богиня", изысканная и вдохновенная, как в ранних, дореволюционных портретах. И не трагическая муза 1920-х годов, времени потерь и боли, упорства и непреклонности.
Портрет А. Ахматовой. 1946 году Сарьян.
В рисунках Тышлера, а также в портрете, написанном в 1946 году Сарьяном, она спокойна и горда. Она горда победой своего народа, она живет единым биением сердца с Россией.
Портрет А. Ахматовой. (Фаворский, 1956)
Но не успела Ахматова оплакать погибших в дни блокады и на войне, снова стали гибнуть ее близкие " в мирные дни сталинских репрессий". В тюрьме погибает ее муж, за решеткой оказывается ее единственный сын. Поэзия Ахматовой осуждается специальным постановлением партии и правительства. Было от чего сломиться! Вспоминая о тяжелых для Анны Андреевны 1950-х годах, актер Баталов, мать которого дружила с поэтессой, писал:
"Она переносила безденежье, холод, голод - не царственно, а как человек, знающий этому цену."
И в эти, самые тяжелые для поэта годы, ее рисовал художник Фаворский. В своем портрете 1956 года он сумел выразить ее духовную силу, спокойствие, гордость слишком многое пережившего человека. Карандашный портрет Фаворского явился последним значительным произведением в богатой иконографии Ахматовой. Блестящее содружество различных творческих индивидуальностей художников воплотило имя - Анна Ахматова, с полным правом вошедшее в бессмертие.