Антонио Гауди (1852 - 1926)

Антонио Гауди (1852 - 1926)

Антонио Гауди (1852 - 1926)

В 1852 году родился самый невероятный зодчий 19-20 веков, перевернувший все представления и все правила существующей доселе архитектуры. Он оставил после себя необычные, фантастические, причудливые сооружения, никого не оставляющие равнодушными. Он жил и творил в Испании, в Каталонии, учился в Провинциальной школе архитектуры. В Барселоне, столице Каталонии, до сих пор стоит так и незавершенное последнее творение Гауди — Собор Святого Семейства, начатый в конце 19-го века, ставшее эмблемой Барселоны.

Многочисленные туристы, приезжающие в этот город, в первую очередь стараются увидеть творения Гауди. Имя его окружено легендами.

В конце 19-го века по всей Европе распространился стиль модерн, прекрасно уживавшийся с тяготением в те времена к искусству средневековья. Мастера модернисмо (модерн) строили изысканные внешне здания, оформление которых перекликаются с внутренним декором. С удивительным мастерством выполнены оригинальные камины, двери, полы и потолки. Столы, кровати, буфеты, ширмы прекрасно вписывались в интерьер вместе с такими элементами убранства. как ковры, светильники и дверные ручки.


Дом Висенс


Гауди было 26 лет, когда он приступил к созданию своего первого шедевра: Дома Висенс для фабриканта Мануэля Висенса Монтанера. В художественном замысле заложена тема «Тысячи и одной ночи». Каждая часть внутреннего пространства здания, каждая деталь — это момент единого загадочного целого. И как в арабских сказках архитектор соединяет строгую организацию с безудержным воображением.

Немалую роль в этом играют поэтические надписи на стенах здания. На фасаде Дома Висенс в северо-западной части можно прочесть:»О, летняя тень», с юго-востока - «Солнце, солнышко, приходи посмотреть на меня», а с юго-западной стороны — «Домашний очаг, да здравствует очаг любви».



Каса-Батльо


Фасад дома воспринимается как драгоценное украшение. Перед зрителем предстает сложная, живописная месса, вызывающая музыкальные ассоциации. Ритмично чередуются пояса арок, которые сменяются глухими окнами с коваными решетками; квадратное окно с легкими жалюзи — загадочной тройной мавританской аркой; круглые башни, заменившие углы здания, неожиданно обрушиваются ступенчатыми нишами; изящные металлические орнаменты в форме пальмовых листьев контрастируют со сверкающими глазурованными плитами. Один из излюбленных приемов Гауди — использование разнообразной по форме и фактуре керамики.

Он использовал целые куски и маленькие, разбитые фрагменты цветной глазури, создавая многоцветные ковры на стене.



Парк Гуэль в Барселоне


Невероятно фантастическим, волшебным творением является созданный Гауди Парк Гуэль.

Мы видим бесконечное разнообразие форм, сменяющие друг друга. В них поразительное богатство цвета, тончайший вкус. Возникает гармония, вызывающая радостное настроение. Сальвадор Дали назвал архитектуру Гауди «Съедобной» — настолько идеальной, что ее хочется съесть.



Парк Гуэль в Барселоне




Парк Гуэль в Барселоне




Собор Святого Семейства ( Саграда )


В своих произведениях Гауди всегда объединял архитектуру, скульптуру и живопись. Главное создание мастера — собор Святого Семейства в Барселоне.

Собор Святого Семейства


Гауди задумал решить грандиозную задачу — отобразить в зримых образах-символах содержание Нового Завета. Фасад собора состоит из трех порталов. Средний представляет глубокий грот Вифлеема, убранный цветами, над которыми летают птицы. Яркий голубой цвет символизирует ясную зимнюю ночь. Над тремя порталами Гауди изобразил ледяные сталактиты как аллегорию зимы. Рельефы дверей фасада Рождества посвящены христиансским добродетелям. Разделяющие их спиралевидные колонны символизируют Св.Иосифа и Деву Марию. Средняя дверь изображает генеалогическое Древо Спасителя с лентой и с именами предков Иисуса. Каждый столп, каждая колокольня посвящена апостолам.

Собор Святого Семейства


Гауди считал, что архитектурное сооружение следует уподоблять природному организму. «Дерево — мой учитель!»-говорил он. Рассказывают, что он любил подолгу рассматриватьсухие листья, апельсиновые корки, раковины и морских моллюсков. Так, башни собора Св.Семейства напоминают по форме некоторые виды морских раковин. Ветви колонн собора расходятся, переходя в дугообразные своды с отверстиями, напоминающими цветки подсолнуха. Все нефы заливает рассеянный свет, поступающий сверху.

Сам Гауди много лет жил при соборе в маленькой деревянной пристройке. Здесь же, при Соборе Святого Семейства он и был похоронен в 1926году. А в память о нем останутся его творения, о которых всегда будут восклицать с восторгом: «Невероятно! Причудливо! Волшебно! Фантастично!»