Антропов Алексей Петрович
Художник середины 18-го века, главный живописец Святейшего Синода, академик Императорской Академии художеств. Вошел в историю искусства как портретист оригинального склада. Среди его работ — живой портрет императрицы Елизаветы Петровны (1755г.), парадный портрет Петра III (1762г.). Его полотна отличаются ярким локальным (чистым) цветом. Часто его портреты сочетают серьезность, порой, грубоватую, с едва заметной галантностью или приятной задумчивостью.
Портрет Петра III (1762)
Антропов сумел передать в этой картине несоответствие между пышностью дворцовой обстановки и запечатленным на ее фоне человеком. Маленькая головка, узенькие плечики и несоразмерно длинные ноги усиливают это впечатление. Глядя на портрет, невольно веришь рассказам жены Петра III, будущей императрицы Екатерины II. В «записках» она сообщает, что супруг обожал детскую игру в солдатики. Кстати, Петр III изображен в военном мундире, с фельдмаршальским жезлом, а в глубине картины представлена батальная сцена.
Портрет Елизаветы Петровны (1755)
Елизавета Петровна - русская императрица, за неимением детей передавшая трон своему племяннику, Петру III, супругу будущей Великой Екатерины II. Елизавета была красивой, полной женщиной, как и все императрицы, любившая драгоценности. Умела быть щедрой. Она сама, дабы сохранить корону для России, изолировала претендента на престол Иоанна Антоновича и нашла голштинского племянника для этой цели, и супругу ему тоже выбрала она, несмотря даже на то, что та была нищей, из захудалого рода немецких князей. Но Елизавета быстро определила, что маленькая Фике умна, а племянник отличался не только вздорным характером, но и врожденной глупостью.
Иностранцы времен Елизаветы описывали Россию как пустынную территорию, не имеющую ничего интересного, ценного. Однако. они не знали, что при Елизавете русские уже полностью обеспечивали армию и флот отечественным вооружением. Промышленников, фабрикантов и кустарей-самоучек правительство всячески поддерживало. На далекой Печоре в правление Елизаветы наладили первую перегонку нефти, а нефть уже экспортировали в Европу. Елизавета поддерживала выращивание подмосковными крестьянами лимонов, апельсинов, винограда...Избалованная модница, Елизавета требовала, чтобы вологодские кружева были не хуже брюссельских, чтобы дамские туфли были изящнее варшавских...
Екатерина II, Великая, в профиль
Екатерина представлена здесь уже в зрелом возрасте, в профиль. Императрица изображена в гордом сознании своего достоинства и величия. У нее строгое лицо, поджатые в скупой полуулыбке губы, чуть подрумяненные щеки.
В напудренную прическу императрицы вплетены нити жемчуга, в ушах бриллиантовые серьги. На груди императрицы орден, на плечи накинута императорская мантия, подбитая горностаем.
Портрет Федора Дубянского (1761)
Федор Яковлевич Дубянский - протоирей Русской церкви, духовник императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. Имел значительный вес при дворе и в Святейшем Синоде. Владелец Керстовской вотчины и Богословской мызы, родоначальник Дубянских.
Елизавета Петровна благоволила к Федору Дубянскому, и он пользовался большим влиянием при дворе. Императрица щедро награждала своего духовника. Специальным указом Дубянский был введен в потомственное дворянство. Он даже часто вмешивался в политику, покровительствовал запорожским казакам.
При Екатерине II Федор Дубянский тоже вначале сохранил свое влияние . Михаил, сын Федора, учавствовал в перевороте 1762 года, который возвел на престол Екатерину. Позже Екатерина императрица охладела к Дубянскому, его материальное положение ухудшилось. Охладел и Синод, мстя ему за прошлое влияние при Елизавете.
Портрет графини Марии Андреевны Румянцевой (1764)
Мария Андреевна Румянцева - мать известного полководца Румянцева-Задунайского. По слухам, он был рожден от Петра Великого. Статс-дама, гофмейстерина. Она из дворянского рода, дочь действительного тайного советника графа Андрея Матвеева.
Девушка получила европейское образование, свободно говорила по-французски, танцевала. Она была очень красива, была общительной и живой. И конечно, она привлекла внимание императора Петра.
Петр был очень привязан к Марии Андреевне, и даже ревновал ее, что не было характерно для императора. Однажды даже собственноручно наказал ее, пригрозив, что выдаст замуж за того, кто будет держать девушку "в ежовых рукавицах".
Среди других любовниц Петра Мария занимала первое место, великий император любил ее до конца жизни. Петр все-таки сдержал свое слово и выдал 19-летнюю Марию замуж за своего денщика Александра Ивановича Румянцева. Император щедро одарил молодых, покровительствовал бывшему денщику и по службе.
Мария родила троих дочерей и одного сына, названного в честь императора Петром. Петр был и крестным отцом будущего полководца.
Великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая императрица (1760)
Здесь Екатерина изображена художником еще не будучи императрицей, в расцвете своей молодости и красоты. Бывшая принцесса ангальтская Фике бала крещена в православной церкви и приняла имя Екатерины Алексеевны, и всегда старалась изо всех сил соответствовать новому имени и новой религии.
Бледненькая, тощенькая в ранней юности, к двадцати годам она превратилась в статную, крепкую женщину с сильными мышцами рук и ног. Внешностью она пошла в мать: удлиненное лицо с выступающим подбородком, продолговатый прямой нос и крохотный рот. Екатерина быстро освоилась с суровым климатом России. Отличавшаяся крепким здоровьем, ей пришлись по вкусу трескучие морозы, бурные весенние ливни и летняя истомляющая теплынь. Ее видели скачущей на коне в окрестностях Петербурга - как лихой гусар по 13 часов в сутки она проводила в седле.
Екатерина была умна, много читала, приобщилась к чтению Вольтера. А еще она любила беседовать с самыми разными людьми, за что ее любили, поддерживали. Надо сказать, что как раз в это время она почувствовала себя настоящей женщиной, увидела, что многим нравится и довольно часто увлекалась новыми мужчинами. Все эти качества очень живо, естественно передал художник в портрете будущей императрицы.
Петр I (1770)
Портрет архиепскопа Сильвестра Кулебяки (1760)
Портрет Екатерины II
Портрет Петра I (1772)
Портрет Петра Андреевича Колычева (1762)