По дороге идет высокий худой человек. Он одет в темные монашеские одежды, капюшон скрывает его лицо. Мы видим только длинный нос, рот с тонкими, презрительно сжатыми губами и острую бороду. Он движется не глядя. Между тем со всех сторон его подстерегают опасности: под ногами у него острые колючки, а сзади оборванный человечек, похожий на калеку, срезает у него кошелек.
Человечек помещен в прозрачный шар, увенчанный крестом. Мы знаем, что этот шар обозначает мир. Под картиной подпись: "Потому что мир так обманчив, я ношу траур". Казалось бы, смысл картины ясен. Но не будем торопиться. Почему монах, покидая обманчивый мир, уносит с собой кошелек? И почему Брейгель сделал кошелек красным и придал ему форму сердца? Не следует ли нам вспомнить пословицу:" Где деньги, там и сердце"? Может быть, в образе монаха Брейгель показал лицемера, его показную набожность? В таком случае мир по заслугам мстит лицемеру и мизантропу - "За один обман - полтора".
В глубине картины изображен пастух со стадом овец и ветряная мельница. Пастух, добросовестно пасущий стадо, противопоставлен мизантропу. А медленно вращающиеся лопасти мельницы напоминают о том, что ничто не изменится с уходом мизантропа, жизнь будет идти своим чередом.
Назад