Бога нельзя было изображать, но можно было обозначать буквами и знаками. Поэтому в оформлении зданий получил развитие геометрический орнамент, состоявший из знаков и символов, имеющих религиозное значение. Например, слово » а л л а х » обозначалось четырьмя вертикальными линиями. Составленные в квадрат, они становились символом Каабы (Кааба-буквально-куб, святилище в Мекке). Два пересеченных квадрата образовывали восьмилучевую звезду — самый распространенный элемент мусульманского орнамента. Пятиугольник обозначал 5 заповедей ислама (вера в единого бога, пятикратная молитва, милостыня, пост, паломничество в Мекку). Поэтому нередко орнамент читался в мусульманском обществе как открытая книга. Наряду с геометрическими узорами и надписями широкое применение в орнаменте нашли растительные мотивы. Орнамент — «музыка для глаз» — стал для художников главной сферой приложения творческих сил, его невиданное развитие как бы восполняло ограничения некоторых изобразительных видов искусства.
Следует сказать, что религиозный запрет соблюдался далеко не всегда, например, это было связано с требованиями светской культуры. Высокого расцвета в мусульманском средневековом искусстве достигли миниатюра ( как правило, это книжные иллюстрации), дворцовые росписи, богато украшенные декоративные сосуды, посуда. Своим совершенством покоряет и восхищает также изящная, причудливая резьба по дереву, камню.
Назад