Впервые в русской живописи историческая сцена показана как конфликт двух противостоящих друг другу социальных сил - силы разума в и прогресса в образе Петра и силы, злобно и тупо препятствующей этому прогрессу, в образе Алексея.
Великий преобразователь пытается в последний раз - наедине - беседовать с отступником - сыном. Однако царевич не желает говорить с отцом. Так возникает тема внутреннего сопротивления Алексея. Царевич верит, что его самая надежная защита - закон родственной крови. Но зритель чувствует, что это заблуждение человека, неспособного на прямые, открытые действия и не ожидающие того же от других. Молчание решает его участь. Красные пятна отворотов рукавов мундира Петра, обивки кресла, в котором он сидит, и основного цвета ковровой скатерти, покрывающей стол, воспринимаются в общей цветовой гамме, словно угли, тлеющие под пеплом и предвещающие вспышку пламени - трагедию.
Назад