Это нашумевший портрет, написанный в Париже, один из последних, апофеоз нового стиля Серова. В то время он вызвал скандал в обществе. Серова обвинили в модернизме.
Здесь представлена известная танцовщица Ида Рубинштейн, исполняющая утонченные, темпераментные танца Востока. Художник написал портрет на художественном "языке" декаданса. Портрет выполнен в виде декоративного панно: стилизованно-плоская фигура танцовщицы на грубом, слегка прокрашенном холсте - острые изломы контура рисунка и сочетание локальных цветов.
Внешность балерины была необыкновенна. Овал лица, как бы начертанный без единой помарки, счастливым росчерком чьего-то легкого пера, благородная кость носа. И лицо милое, матовое, без румянца, с кипой черных кудрей позади. Современная фигура, а лицо - некоей древней эпохи.
Наделенная экстравагантностью и острой выразительностью, балерина на серовском портрете выглядит вызывающей и одновременно великолепной. Но есть здесь и другое - облик Иды Рубинштейн дышит тонкой и грустной лирикой, о чем писала Анна Ахматова: "Смотри, ей весело грустить, такой нарядно-обнаженной..."
Назад