Кульминацией позднего творчества Серова стал портрет княгини Орловой. Урожденная княжна Белосельская-Белозерская, жена князя В.Н.Орлова, начальника военно-походной канцелярии. Ольга Константиновна была весьма заметной фигурой своего времени. Константин Сомов говорил, что не видел другой женщины, которая умела бы "так носить туалеты, как носила их Орлова".
Художник с восхищением отнесся к своей "породистой" заказчице. Экстравагантная Орлова была "желанной" для художника моделью. Над портретом княгини Серов работал долго, несколько лет, даже ездил за своей моделью за границу. Это один из сильнейших портретов Серова.
В нем соединились блеск "парадного портрета" (как бы предназначенного для дворцовых зал) с большой остротой характеристики этой надменной светской "львицы". Помпезно богат ее салон, ее состояние нервически напряжено, и во взоре ее - выражение тщеславия и настороженности. В Орловой есть что-то вызывающее - в угловатой, изломанной позе, в в изысканной крикливости ее костюма последней парижской моды.
Назад