Бялыницкий - Бируля В. К. (1872 - 1957)

Бялыницкий - Бируля В. К. (1872 - 1957)

Бялыницкий-Бируля В.К. (1872-1957)

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля вошел в историю советского искусства как тонкий и поэтичный пейзажист. Его живописной палитре свойственны серебристо-дымчатая цветовая гамма, любовь к полутонам, изящество в решении общих колористических задач. Композиции тщательны; немногочисленны и не случайны детали. Полотна Бялыницкого полны дыхания природы - и это привлекает к его творчеству многих и многих.

Родился художник в Могилевской губернии, в Белоруссии. Отец его арендовал землю в небольшой усадьбе, и поэтому детство Бялыницкого-Бирули прошло в тесном соприкосновении с белорусской природой. Именно из детства и вынес он понимание той особой жизни, которой живет каждое дерево, каждое поле.
Мальчик очень рано начал рисовать, лет с шести, и занятия искусством уже не прекращал с этого времени. Родители отправили его учиться в Киев, во Владимирский кадетский корпус, но одновременно он посещал и рисовальную школу Н.И.Мурашко. Его рисунки показали художнику Прянишникову, который посоветовал мальчику учиться дальше. В 1889 году юноша поступил учиться в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Большим авторитетом для него были преподававшие там художники И.Левитан, В.Серов и К.Коровин.
Молодой художник быстро обратил на себя внимание П.М.Третьякова, который с выставки в 1897 году купил его картину "В окрестностях Петербурга". С 1899 года Бялыницкий постоянно экспонируется на выставках, а в 1905 году он становится членом Товарищества передвижных выставок.

Пейзаж в этот период обретает на полотнах художника особое звучание нежной грусти и задумчивости. Здесь заметно влияние Левитана, который учил Бялыницкого обобщением в пейзаже, отбору деталей, важности тона, значению светотени. Бялыницкий увлекается передачей на холсте тающего снега, движения талых вод - это время технического совершенствования. Его очень привлекают поэзия пустынных, заброшенных уголков, тихие настроения природы. Одна из его работ этого периода - "Весна идет" - была продана в частное собрание, и на вырученные деньги художник смог отправиться в заграничное путешествие. Он посетил Всемирную выставку а Стокгольме, на которой его внимание привлекли морские пейзажи скандинавских художников, а затем отправился в Голландию и в Париж. Знакомство с творчеством барбизонских художников, особенно Коро и Добиньи, во многом расширило представление Бялыницкого о о возможностях камерного пейзажа.
Начиная с 1900-х годов Бялыницкий-Бируля становится очень известен. Его полотна покупают разные музеи (Русский музей, Третьяковская галерея и др.).В 1911 году на выставке в Мюнхене пейзаж Бялыницкого "Час тишины" удостаивается золотой медали. А за полотно "Перед весной" художник удостоился золотой медали в Барселоне.

Сразу же после Октябрьской революции Бялыницкий выполняет заказ Реввоенсовета - пишет первую в своем творчестве историко-документальную картину "Канун Октября. Тверской бульвар близ Никитских ворот" (1917г.)
В дальнейшем Бялыницкий много путешествует по стране, делает этюды на Азовском море, трижды посещает Заполярье. В 30-х годах им создано немало индустриальных пейзажей. Но, в основном, его дарование раскрывалось в тонких, камерных пейзажах.
В 1936-1937 годах Бялыницкий делает цикл картин по местам жизни А.С.Пушкина. И в этих пейзажах мы опять отмечаем задумчивость и тонкую грусть, столь родственные лирике великого поэта.
В 1938 году художник написал множество северных пейзажей. Они лишены внешних эффектов. Предельная четкость в пределах деталей делает пейзажи немногословными, но очень выразительными. Излюбленные Бялыницким сероватые и голубоватые оттенки в этих пейзажах приглушены, отчего композиции особенно воздушны. Вообще в своих вещах художник избегает внешней декоративности.
Особую известность принесли Бялыницкому-Бируле полотна, посвященные наступлению весны. Полны ли они суровой, сдержанной энергии ("Лед прошел") или мажорного, приподнятого настроения ("Калужница цветет") - главное очарование их в ненавязчивой передаче этих настроений, как бы шепотом сообщенных зрителю. Таково полотно "В час тишины" (1940). Основа выразительности здесь - изящные, легкие и одновременно точные цветовые соотношения, виртуозная колористическая гамма. Вообще, Бялыницкий любил передавать туманность пейзажа, отблески неяркого солнца на вечерней воде, от которой поднимается нежный пар, размытые очертания дальнего берега.
В 1947тгоду художником был создан цикл белорусских пейзажей, в которых леймотивом прозвучало как бы возрождение природы от войны: молодая поросль на зияющих ранах земли, зазеленевшей побегами юных деревьев, ржавый, разбитый танк...
( Статья из сборника "Сто памятных дат" 1982)


Берег озера Вудъяр (1936)


Тонкий, камерный пейзаж. Одно из самых знаменитых картин художника. Ему как бы удалось заглянуть в самое сердце прекрасных и суровых гор. Мелкий, дробный удар кисти по холсту создает иллюзию водной ряби, легко пробегающего по озеру ветра. Контрастно в пейзаже сочетание плотной, упругой, почти ощутимой физически поверхности воды и нежных, задымленных, тающих в небе горных вершин.

Весной повеяло


Художник великолепно раскрыл то состояние, когда природа пробуждается от зимнего сна, ту влажность снега, и дымку тумана над темной стылой водой, и пасмурную хмурость небас чуть теплеющей облачной далью, которые так характерны для ранней весны в белорусском Полесье.

Аллея




Цветущий сад




Дача в саду




Дремлющий пруд




Крым




Лодки




Михайловское




Осенний пейзаж




Оттепель




Ранняя весна




Весна




Задумчивые дни осени




Зимний пейзаж




Зимний сон