Добужинский Мстислав Валерианович (1875 - 1957)

Добужинский Мстислав Валерианович (1875 - 1957)

Добужинский Мстислав Валерианович

Мстислав Валерианович Добужинский - своеобразнейший мастер городского пейзажа, поэт Петербурга, блестящий театральный декоратор, строгий изощренный художник книги. Добужинский принадлежал к "Миру искусства". Он считал, что современность бездуховна, уродлива, отравлена торгашеством и лишь художник-творец может вернуть миру утерянную гармонию, лишь он, наследник сокровищ человеческой культуры, должен сберечь красоту, утвердить в искусстве и жизни ее законы.

Отвращение к миру корысти, к миру, лишенному поэзии, заставляло мастеров "Мира искусства" искать мотивы и сюжеты для своих произведений или в прошлом, или в мире образов, навеянных произведениями литературы, воображением. Из всех них Добужинский один наблюдал и претворял явления современности, его художнический взгляд притягивало как раз то, что принес новый век.

Петербург стал главным героем большинства его лучших произведений. Но это не был город величавых и стройных ансамблей, горделивых дворцов, прекрасных набережных, как у Бенуа, Лансере, а город глухих задворков, угрюмых окраин, подозрительных закоулков, как бы подбирающихся к прекрасно задуманному и совершенно изваянному "граду Петра", разъедающих, оскверняющих его. Лишь осколки старого Петербурга - города, соразмерного человеку, уютного, гармоничного, - фрагментами входят в картины Добужинского.

От пейзажей, изображающих конкретные уголки города, художник приходит в конце 1910-х годов к листам отвлеченно символическим: "Город- спрут", "Безмолвие", создает цикл "Городские сны".

Романтическая символика урбанистических видений Добужинского сродни поэзии его современников - Брюсова, Блока. Романтичен и изобразительный язык произведений Добужинского. Прирожденный график, он пользуется острой, иногда гротескной выразительностью линии, мастерски оттачивает деталь. В рисунках, особенно для книг, обращается к филигранному арабеску и изысканному силуэту.

Заветная страница в истории культуры для Добужинского был стиль и уклад России 30-х - 40-х годов 19-го века - России гоголевской поры.

Добужинский увлеченно работал над созданием декораций для спектаклей: "Месяц в деревне" И.Тургенева, "Николай Старыгин" по Достоевскому. Самое лиричное создание Добужинского - "Белые ночи". Духовная жизнь героев Достоевского, да и само их существование в книге Добужинского, кажется порождением призрачно-хрупкого, щемяще-неверного мерцания ночного света, претворяющего чеканную оду дневного державного Петербурга в робкую напевную поэзию чистых душ.

Первые послереволюционные годы Добужинский плодотворно работает в области книжной иллюстрации, оформляет "Свинопас" Андерсона, "Тупейный художник" Лескова, "Скупой рыцарь" Пушкина.

В 1924 году Добужинский уезжает в Литву. Затем долгие годы живет в Европе, Америке. В 1943 году пишет декорации к балету на сюжет Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича и либретто к нему. Создает акварельные листы на тот же сюжет. Герой этих листов - город на Неве, навсегда вошедший в творчество художника.

Умер Добужинский в Нью-Йорке почти восьмидесяти лет.


Человек в очках (1905)


Не будучи портретистом, Добужинский создал один из самых емких образов-символов, воплощающих целое поколение интеллигентов-горожан. В картине изображен поэт и художественный критик К.А.Сюннерберг, выступавший под псевдонимом Конст.Эрберг. Человек наглухо замкнут в жесткую оболочку респектабельного платья, его глаза, заслоненные от мира стеклами очков, почти не видны. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве. Человек как экспонат в витрине на фоне фантастического города- Петербурга, виднеющегося за окном, открывающего зрителю свой лик - смесь многоэтажного урбанизма и провинциальных задворок.

Октябрьская идиллия (1905)


Перед нами метафора города-человекоубийцы, создав трагический гротеск. Выморочно безлюдный перекресток, на стене солидного угрюмого дома прямо под наклеенной листовкой пресловутого царского манифеста, расползлось, стекая на асфальт, кровавое пятно. На пустой панели потерянная галоша, очки, растоптанная кукла...

Домик в Петербурге (1905)




Дворик в Каунасе (1930)




Эскиз декорации к балету А.Глазунова "Раймонда"




Канал Хаарлем (1910)




Кукла (1905)




Мойка у Нового Адмиралтейства




Ночь в Петербурге (1924)




Петербургские крыши в снегу




Провинция 1830-х годов




Провинция Воронеж




Сад (1909)




Синяя гостиница. Декорация к спектаклю "Месяц в деревне", И.Тургенева




Учение новобранцев при Николае I




За столом (1913)




Стеклянная улица в Вильно (1906)