Эль Греко
17-й век являлся золотым веком для испанской живописи. Она была наполнена духом глубокой серьезности, иногда с некоторым оттенком фанатизма. В основном, писали картины для церквей и портреты. Испанские художники предпочитали темные, коричневые тона и "подвальное освещение" ( сюжет картины в полутьме, лишь наискось его прорезает сноп света) - это придавало необходимое напряжение чудесным легендам из жизни святых и правдивым портретам.
Блестящий расцвет испанской живописи начинается с появлением в 1576 в Испании художника Доменико Теотокопули, прозванный Эль Греко. Он был греком, учился в Италии, а работал и жил до конца жизни в Испании. Много писал по заказу монастырей и церквей в г.Толедо, где и жил.
Сюжеты его картин в основном религиозные, хотя он писал и портреты, и пейзажи. Герои картин Эль Греко всегда находятся в состоянии крайнего напряжения, взволнованности. Лица и фигуры героев Эль Греко удлиненные, вытянутые, изможденные, глаза широко раскрыты, они всегда чем-то похожи друг на друга, поэтому его картины легко можно отличить от работ других художников.
В пейзажах Эль Греко часто изображает человека во время грозы, во вспышках молнии, в них он показывает ничтожность человека перед силами природы. Такое изображение человека характерно для эпохи барокко, в отличие от эпохи Ренессанса. В целом на картинах Эль Греко лежит тот трагический оттенок, который оставили в душе испанцев католицизм и страх перел инквизицией.
Благовещение (1600)
В картине изображен еще один вариант "Благовещения", сюжета из Библии, когда к деве Марии приходит архангел Гавриил и сообщает ей радостную весть о том, что у нее родится сын.
На картине небесный мир: нагромождение облаков с бесчисленными головками херувимов и ангелов. В центре облака разверзаются, и из ослепительного сияния в стремительном полете вырывается белоснежный голубь - Святой Дух, на фоне яркого, божественного света. Внизу Богоматерь Мария и архангел Гавриил, а между ними куст неопалимой купины, вечно горящий символ Богоматери.
Фрагмент картины.Благовещение (1600)
Благовещение (1580)
В полотне нашли отражение глубокое благочестие и испанский культ Марии. Листающая молитвенник коленопреклоненная Мария в красном платье и синем плаще и архангел Гавриил, принесший ей радостную весть, - тема, к которой часто обращался Эль Греко. Вызывает восхищение внутреннее содержание сцены. Во всем облике простой девушки видны испуг и смущение от слов ангела.
Важно, что каждая деталь, каждый предмет имеют свое значение. Раскрытый молитвеник и плетеная корзина с ножницами и шитьем говорят о благочестии и трудолюбии скромной девушки. Символически поднята правая рука Ангела, летящий же голубь олицетворяет сам Дух святой, сила которого, по словам Ангела, осенит Марию.
Моление о чаше (1590)
В Евангелии говорится, как в ночь накануне казни, Христос, зная, что его ждет, молится: "Отче мой! Если возможно,да минует меня чаша сия".
Вид Толедо (1600)
Это старинный город Толедо, бывшая столица Испании, - трагический город, где не раз лилась кровь и сверкали мечи, город монахов и опальных поэтов, таинственный, бледносерый, выстроенный из обнаженного камня на горном плато, - этот город стал страстью Эль Греко, его настоящей родиной и его вдохновителем, хотя только в зрелом возрасте он увидел его впервые. С тех пор скалистая панорама Толедо владела воображением Эль Греко: он писал ее и отдельно, писал ее и как фон в своих религиозных картинах.
Погребение графа Оргаса (1588)
Одно из самых значительных произведений Эль Греко. На похоронах графа Оргаса, который пожертвовал церкви большие деньги, по легенде, чудесным образом присутствовали святые Августин и Стефан. На полотне как бы два мира - земной и небесный.
Внизу, на земле, собралась вся испанская знать, на их глазах двое святых спокойно несут тело графа в богатых доспехах. Вверху изображен рай, куда ангел несет душу покойника в виде спеленутого младенца. Над процессией испанской знати, над черными камзолами и накрахмаленными белыми воротниками раскрываются небеса. Из небесных глубин выплывают ангелы, святые, молящиеся праведники, готовые принять душу умершего.
Стираются грани между небом и землей; художник подчеркивает, что земная жизнь есть преддверие к переходу в вечность.
В картине художник представил целую галерею реальных портретных лиц идальго из Толедо. Этих реальных людей Эль Греко сделал свидетелями чуда - святые опускают в гроб тело Оргаса, а в это время в небесах душа Оргаса предстает перед престолом бога. Нежно, бережно и печально Августин и Стефан поддерживают тело умершего. Таких тонких, одухотворенных лиц, такого целомудренного воплощения красоты чистой, строгой юности и красоты старости искусство, пожалуй, еще не знало.
Поклонение пастухов (1600)
Поругание Христа (1577-1579)
Распятие (1585 - 1590)
Распятие с Марией, Иоанном и Марией Магдалиной (1600)
Спаситель мира (1600)
Святое семейство (1594)
Святой Иаков Старший
Святой Иероним в кардинальском облачении (1600 - 1614)