Сотворение человека (Сикстинская капелла). Микеланджело Буонаротти.
Возрождение - это величайший прогрессивный переворот в истории человечества.
В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Горожане, торговцы и ремесленники Италии еще с 12-го века вели героическую борьбу против феодальной зависимости. Развивая торговлю и производство, горожане постепенно богатели, сбрасывали власть феодалов и организовывали свободные города-государства. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Их граждане гордились своими завоеваниями. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Итальянская буржуазия смотрела на мир иными глазами, они твердо верили в себя, в свои силы. Им были чужды стремления к страданиям, смирению, отказ от всех земных радостей, которые проповедовались им до сих пор. Росло уважение к земному человеку, который пользуется радостями жизни. Люди стали активно относиться к жизни, жадно изучать мир, любоваться его красотой. В этот период зарождаются различные науки, развивается искусство.
В Италии сохранилось множество памятников искусства древнего Рима,поэтому античную эпоху снова стали почитать за образец, античное искусство стало предметом поклонения. Подражание античности и дало основание назвать этот период в искусстве - Возрождение, что в переводе с французского означает "Ренессанс". Конечно, это не было точное повторение античного искусства, это было уже новое искусство, но опирающееся на античные образцы.
Итальянское Возрождение делят на три этапа:
- 13 -15 век - Предвозрождение (Проторенессанс, треченто);
- 15 век - Раннее Возрождение (кватроченто);
- конец 15-го - начало 16-го века - Высокий Ренессанс (чинквеченто).
По всей территории Италии велись археологические раскопки, искали античные памятники. Вновь открытые статуи, монеты, посуда, оружие, фрески бережно сохранялись и собирались в специально созданные для этого музеи. Художники учились на этих образцах античности, рисовали их с натуры.
Высокий Ренессанс
С конца 15-го века Италия начинает испытывать трудные времена в экономических и политических вопросах. И в этот тяжелый для страны период наступает недолгий золотой век итальянского Возрождения. Высокий Ренессанс, наивысшая точка расцвета итальянского искусства. Искусство этого времени было особенно пронизано верой в творческие силы человека, в то, что человек все может. Типичные картины Высокого Возрождения строго уравновешены по построению. Персонажи часто объединены в группы, пейзаж, словно утопающий в синей дали, служит для них фоном или виднеется в окно.
В период Высокого Возрождения в Италии работали три великих мастера, чье творчество отражает во всей полноте эту замечательную эпоху. Это - Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонаротти.
Венецианское Возрождение
Своим особым путем развивалась живопись в Венеции. Влажная атмосфера этого города, построенного на островах, была губительна для фресковой живописи - поэтому здесь раньше, чем где-либо в Италии, художники освоили технику масляной живописи, изобретенную в Нидерландах. Она была удобной и предоставляла художнику более разнообразные возможнсти. Праздничное настроение, особый теплый золотистый колорит - вот типичные черты, присущие творчеству живописцев этого города.
Искусство Северного Возрождения
В странах, расположенных к северу от Италии - в Нидерландах, Германии, Франции - в 15 - 16 веках развивается культура, называемая Северным Возрождением.
Как и итальянское, Северное Возрождение означает новый этап развития европейской культуры, более высокий, чем в средние века. Как и в Италии, здесь происходит открытие мира и человека в искусстве, человек становится высшей ценностью в искусстве. Но если в Италии эпоха Возрождения начиналась с возрождения античных идеалов и отрицания средневековых взглядов, то на Севере культура 15 - 16 веков еще очень тесно связано со средневековьем. В отличие от итальянского искусства, которое стремилось быть идеальным, Северное искусство более близко к реальной, настоящей жизни. Итальянское искусство праздничное, радостное, а искусство Северного Возрождения более суровое, сдержанное. В Италии искусство Ренессанса достигло высокого расцвета во всех видах - архитектуре, скульптуре, живописи, а на Севере новые взгляды на искусство проявились лишь в живописи и графике. Архитектура и скульптура осталась, в основном, готической.
Религия по-прежнему занимала основное место в жизни общества. Но если раньше бог был далек от человека, а человек рассматривался как ничтожная песчинка, то теперь человек, как и бог, становится частью Вселенной.
На рубеже 15 -16 веков в странах Западной Европы появляется глубокий интерес к наукам, они очень бурно развиваются. В этот период между учеными в Северной Европе и религиозными деятелями происходят бурные споры - быть ли стране свободной или феодальной, с господством католической церкви. Эти споры переросли во всенародное движение - Реформацию ("очищение веры"). В Германии в это время происходила Крестьянская война, в Нидерландах велась ожесточенная борьба за освобождение от испанского владычества. В таких исторических условиях складывалось искусство Северного Возрождения.
Северное Возрождение зародилось в Нидерландах.
Первые ростки нового искусства Возрождения в Нидерландах наблюдается в книжной литературе. Большой вклад в развитие книжной миниатюры в Нидерландах внесли братья Губерт и Ян ван Эйки. Ян ван Эйка считают основателем масляной живописи. А художника Питера Брейгеля считают истинно народным, "Мужицким", как его называли. Поскольку искусство Возрождения пришлось на период антииспанского движения в Нидерландах, то это не могло не найти отражение в произведениях нидерландских художников: И.Босха, П.Брейгеля Старшего и других.
На рубеже 14-15-го веков Германия была еще более раздроблена, чем в предыдущие периоды, что содействовало живучести в ней феодальных устоев.
Развитие немецких городов запаздывало даже по отношению к Нидерландам, и немецкий Ренессанс сформировался в сравнении с итальянским на целое столетие позже. 16-е столетие для Германии начинается мощным революционным движением крестьянства, рыцарства и бюргерства против княжеской власти и римского католицизма. Но это движение потерпело поражение уже к 1525г., но время крестьянской войны было периодом высокого духовного подъема и расцвета немецкого гуманизма, светских наук, немецкой культуры. В этот период прославились такие великие гениальные художники, как А.Дюрер, Г.Б.Грин, М.Грюневальд, Г.Гольбейн Мл., А.Альтдофер, Л.Кранах Ст. и многие другие.
К середине 15-го относится и начало Возрождения Франции, на ранних стадиях еще тесно связанного с готическим искусством. Французские художники познакомились с итальянским искусством, и с конца 15-го века начинается решительный разрыв с готическими традициями. Французский Ренессанс носил характер придворной культуры.
Как и в Нидерландах, реалистические тенденции наблюдаются прежде всего в миниатюре как богословских, так и светских книг. Первый крупный художник французского Возрождения - Жан Фуке, придворный художник Карла VII и Людовика XI. В 16-м веке центром французской культуры становится двор ФранцискаI, знатока искусств, покровителя Леонардо. !6-й век - время расцвета французского портрета. В этом жанре особенно прославился Жан Клуэ, придворный художник Франциска I.