Федотов П. А. (реализм)
Половина короткой жизни Федотова оказалась затраченной на военную службу. Художественное образование получил на правах вольнослушателя, посещавшего вечерние классы Академии художеств. Только спустя два года после выхода в отставку Федотов смог исполнить свое первое, значительное произведение
Федотов оставил след в русской живописи как Гоголь и Салтыков-Щедрин в литературе. Его творчество явилось соединительным звеном между литературой и живописью 19-го века. Русская живопись середины 19-го века решительно встала на путь критического реализма - художники открыто обличали пороки русской действительности. Федотов стал одним из первых таких живописцев.
Анкор, еще анкор!
Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. Рядом гитара. Офицер развлекается - заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. "Анкор, еще анкор!" - командует он, не подозревая, что по-французски "анкор" значит "еще". И такой "забавой" заняты длинные вечера офицеров. В этой небольшой по размеру картине Федотов показал бессмысленность жизни человека в условиях той России, его нравственную гибель. Все в картине мрачно, и вызывает она тягостное, гнетущее чувство, с которым, вероятно, писал ее и сам художник.
Свежий кавалер (1846) (или Утро чиновника, получившего первый крестик)
Первое серьезное произведение Федотова. Полотно изображает канцеляриста, отметившего накануне вечером бурной пирушкой награждение орденом Станислава III степени, самой низкой награды Российской империи.
Вот живописная картина. Утро. И комната, в которой кавардак:
Весь стол завален грязною посудой, объедками. Здесь все вперекосяк!
Перемешались сдвинутые стулья, гитара, карты, книга на полу,
Кувшин, бутылки, битая посуда, хвосты селедки с мусором в углу.
Хозяин комнаты, напыщенный чиновник, здесь, нкануне, бурною пирушкой
Отметил полученье ордена, награды, что не стоит и полушки.
Чиновник безудержно бахвалится перед своей сожительницей, развязной служанкой.
А утром, в папильотках, неумытый, перед служанкой гордо тычет в грудь:
" Смотри, чернавка, стал я знаменитым, широкий предо мной открылся путь!
Меня отметили, мне дали "Станислава"! А там, глядишь, до "Анны" дослужусь!
О, подожди, меня уже ждет слава! о, подожди, я многого добьюсь!"
Она же, в свою очередь, в ответ на браваду, тычет ему дырявый сапог со словами: "Уж не собирается ли барин свои стоптанные сапоги починить на серебро нацепленной побрякушки?" О многом говорит живописная обстановка комнаты: разбросанная одежда, пустые бутылки, остатки еды и т.п. Такое впечатление, что это не жилище, а временное пристанище, ночлег... Произведение захватывает зрителя остротой разоблачения ничтожности жизненных устремлений людей, неумения здраво оценивать свое реальное положение.
Портрет Н. П. Жданович за клавесином (1849).
Перед нами портрет юной Надежды Жданович, сестры товарища Павла Федотова по воинской службе П.П. Ждановича. Художнику позировали почти все члены семейства Ждановичей.
Девушка изображена за игрой на клавесине. Ее прелестное личико и стройная, девически хрупкая фигурка в простом голубом платье и белом переднике исполнены благородного достоинства, строгости и чистоты. Она внутренне сосредоточена и серьезна. Плавные гибкие линии рук, шеи очень выразительны и подчеркивают нежность и женственность облика, а светлая цветовая гамма портрета, гармоничное соотношение тонов передают атмосферу ясного спокойствия и удивительной просветленности. Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве.
Разборчивая невеста. (1847)
Это явно сюжет из крыловской басни о разборчивой невесте:
"Что б в одиночестве не кончить веку,
Красавица, пока совсем не отцвела,
За первого, кто к ней посватался, пошла:
И рада,рада уж была, Что вышла за калеку."
Сватовство майора (1848)
Главная федотовская картина, воссоздает эпизод из купеческой жизни. Осуществляется заветная мечта богатого купца - приобщиться к дворянскому сословию через брак дочери с дворянином, пусть и нищим. Фигура купца в длиннополом сюртуке очень значительна и колоритна. В дверях гостиной - будущий зять. Он за счет толстого кошелька будущего тестя поправит, наконец, свои денежные дела, которые он основательно подорвал, размотав состояние по кабакам. Стоя в дверях гостиной, гордясь военной выправкой и покручивая ус, майор размышляет о будущих своих перспективах:
"Конечно, был бы я сейчас богатым, не промотал когда б свой капитал,
Увидел вряд ли кто б меня женатым, но очень уж от бедности устал!
Зато сейчас опять пойдет веселье, приемы, скачки, карты и вино!
Люблю я это милое безделье...А как невеста? Да мне все равно!
Умна она или глупа, как пешка, красива иль страшна, как смертный грех!
Сегодня я -игрок! Орел иль решка! И думаю, что обыграю всех!"
В картине запечатлен момент сватовства. Здесь происходит купля-продажа: у купца -дочь, товар, у сорокалетнего, потертого жизнью, майора - дворянский титул. Очень довольным выглядит купец - расплываясь в угодливой улыбке он спешит навстречу долгожданному гостю, которого представляет сваха. Светлым пятном на общем фоне выглядит фигура дочери в белом платье. Поведение невесты с первого взгляда понятно, она убегает в смущении в другую комнату. Однако, приглядевшись к выражению лица девушки, видим на нем не столько смущение, сколько кокетство, жеманность, она играет в смущение и убегает не всерьез. Вот в центре комнаты румяная невеста кокетливо от матери бежит:
"Ах, маменька, мне, право, очень стыдно! Я так стесняюсь всяческих мужчин!"..
Купчихе же недоступны эти игры, она более прямолинейна - схватив дочь за юбку, грубо ей кричит: "Куда ты, дура!"-что видно по ее округлившимся губам.
"Куда ты дура, где же это видно, от жениха чтоб бегать без причин!"
Невеста, ясно же, в смущение играет, и убегает тоже не всерьез.
Купчиха этих игр не понимает,отсюда этот маленький курьез...
С большим мастерством выписывает художник детали картины: обстановку комнаты, переливающуюся красками ткань платья невесты и даже кошку, как символ уюта и достатка.
Картина имела большой успех на выставке. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Однако, как ни странно, история картины имела неожиданное продолжение. Как-то после выставки в комнату Федотова вошел отставной седой майор в мундире и бросился к нему на шею. Федотов был изумлен, а незнакомец сказал, что приехал только за тем, чтобы выразить ему свой восторг. Он видел картину "Сватовство майора" и не понимает, как мог художник так правдиво описать его историю, потому что ведь это он, майор, для поправления своих обстоятельств женился на купчихе, и теперь доволен и счастлив. А вслед за майором в комнату втащили огромную корзину с шампанским и разными закусками, которыми он решил угостить своего знаменитого биографа. Этот счастливый майор, конечно. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения.
Вдовушка. (1851)
Если во многих картинах Федотов выступает как баснописец, как обличитель, резкий критик, то в этой картине он не только резко критикует существующий порядок жизни, но и глубоко сочувствует героине, скорбит вместе с нею.
У молодой женщины, ожидающей ребенка, умирает муж. Сразу после похорон за долги у нее опечатали все вещи и квартиру. Ей остались только икона да портрет любимого мужа, а будущую мать ждет неизвестность: куда идти, к кому обратиться - никому она не нужна.
Поза и лицо молодой вдовы выражают бессилие перед судьбой. Ее глаза, кажется, выплакали все слезы. Голова покорно опущена, рука безвольно повисла ... Вся ее фигура выражает безнадежность. Прежний уклад жизни катастрофически рухнул, ей угрожают нищета и голод, и она бессильна что-либо изменить...
Федотов глубоко возмущен подобной несправедливостью, тем, что такое возможно в цивилизованном обществе. Художник трижды писал эту картину, каждый раз обновляя и дополняя образ, пока не остановился на последнем варианте.
Завтрак аристократа (1849)
Утро. В богато убранной комнате сидит за завтраком молодой барин. На завтрак у него кусок черного хлеба, а рядом, на стуле, театральные афиши и объявление о продаже устриц. Конечно, барин предпочел бы кушать устриц, но они давно уже ему не по карману, и он набивает рот черным хлебом. Вдруг, почуяв гостя, залаял пудель, аристократическая собака, которую было принято держать в богатых домах. У молодого человека на лице испуг: глядя на дверь, он быстро прикрывает хлеб книгой, стыдясь своего безденежья.
Вот комната, в которой обстановка нам говорит о роскоши, достатке,
И даже модная собака, пудель, нам представляется аристократкой.
А сам хозяин в утренней одежде: халат атласный с бархатной отделкой,
Узорчатая шапочка. Невежда - и тот поймет, что все здесь - не подделка!
Но что он делает? Он завтракает хлебом взамен тех устриц, что ему пристало
Откушать. Залаяла собачка. Следом хозяин с кресла вдруг испуганно привстал,
На дверь со страхом быстро оглянулся и книжкой хлеб немедленно прикрыл.
С чего же вдруг герой наш встрепенулся? Да так, с набитым ртом-то и застыл?!
-"Кого несет там? Никого не жду я! Не дай бог, кто увидит, что я ем!
Да и поймет он, что терплю нужду я, что уж давно я не богат совсем!
Я не пойму, куда богатство делось? - Большие деньги папа завещал?..
А как жилось привольно, сладко елось - и нищеты ничто не предвещало!
Какие вечера, балы давал я! Столы от яств ломились, от вина,
Каких людей вельможных принимал я!.. И все ушло...моя ли тут вина?
Конечно, грех мне тут скрывать, бывало, порою в карты так не повезет,
Что за ночь целое именье пролетало! - Люблю играть я ночи напролет!
Да, жизнь моя бурлила и кипела, любили женщины, вино лилось рекой,
Роскошные костюмы то и дело менял - один шикарный - на другой!
И вот, увы! Все кончилось внезапно! Друзья советуют - трудиться начинать...
Но это бред! Неужто непонятно, что труд не для меня? О, где мой меценат!
О, где мой спонсор? Кто меня спасет? Кто проиграет мне? Наследство вышлет?..
Пока же я боюсь: вдруг кто поймет, что я беднее той церковной мыши!
Кто он, этот человек? - Пустой бездельник, для которого самое главное в жизни - слыть богатым барином. Живет он в долг, т. к. ничего не делает, не работает и работать не собирается. Про таких в народе говорят: "На пузе шелк, а в пузе щелк".
Семейный портрет. 1837.