"Троица"
Древнерусские иконописцы — кто они были? Очень многих имен мы не знаем, т.к. древняя русская живопись с X по XV века безымянна. Лишь изредка в летописях, старинных книгах встречается несколько строк о том или ином художнике.
Из сочинений Епифания Премудрого мы узнаем. что в 70 -х годах XIV века в Новгород из Константинополя "пришел мастер дивный Феофан, прозванный Греком."
В 1378 г. он расписал фресками церковь на Ильине улице и с тех пор стал славен на Руси, расписывал церкви в Великом Новгороде и в Нижнем. Глядели люди на его работу и не знали, чему больше дивиться: блеску ли его кисти, богатству ли воображения, живости ли характера или мудрости.
Прошло шесть столетий, и мы, вглядываясь в глаза и лица святых и пророков Феофана, чувствуем, понимаем, как бывает мучительна борьба с самим собой, со своими страстями, соблазнами, как велик грех и как трудно прощение! Он верил, что искушения все — таки полезны человеку,закаляют, совершенствует его, ведь "кто бежит от искушений, тот бежит от добродетелей".
Образы святых кисти Феофана Грека притягивали, завораживали, не отпускали. Величие этих образов полно сурового трагизма, люди Феофана — это прошедшие через жизненные испытания и убеленные сединами старцы, они живут в вечном разладе с самими собой, в страхе искушения, в готовности покаяться и в то же время во власти своей гордыни. Среди самых вдохновенных созданий Феофана нельзя встретить образов безмятежной радости и гармонии.
В 1395 году Феофан Грек приезжает в Москву, много пишет икон, расписывает соборы Кремля.
Искусство Феофана Грека своеобразно и неповторимо. Яркой особенностью является прием, используемый Феофаном Греком во многих иконах и фресках - белыми мазками, штрихами художник как бы оживлял, высвечивал лики святых, придавая образу гармоничность, одухотворенность.
Голова Спаса
Богоматерь ок 1405 г.
Даниил Столпник
Св. Дионисий Ареопагит. Фрагмент фрески
Образ "Богородица Донская"