Франс Снейдерс (барокко)
Нидерландские художники обладали необыкновенным вкусом и мастерством в передаче вещественных основ мира.Они открыли для искусства многообразие материальных форм жизни, им впервые стал внятен голос металла, ткани, цветочных лепестков, пергамента, шерсти животных; даже самый воздух становился у них порой осязаемо влажным, и солнечный луч, кажется, готов остаться на руке золотистой цветочной пыльцой.
Вещественное строение мира, жизнь материи стали главной темой фламандской живописи, а у ведущего ее представителя, великого Рубенса, это превратилось в настоящий апофеоз плоти. Искусство Рубенса дышит бесконечно телесным здоровьем, оно празднично, пиршественно, искренне- чувственно. И оно определяет собой почти полностью художественную жизнь Фландрии XVII столетия.
Знаменитым мастером искусства предметного мира является фламандский художник Франс Снейдерс, продолжатель традиций Рубенса. В ранний период своего творчества Снейдерс пишет скромных размеров холсты с одинокой корзиной или чашей с плодами, вазой с фруктами. Но после сближения с Рубенсом творчество Снейдерса радикально меняется. Холсты резко вырастают в размерах, заполняются множеством предметов, битой дичью, рыбой, устрицами, мясными тушами, овощами, фруктами. Все это громоздится с чисто рубенсовской пиршественной щедростью. Беспорядок вещей лишь кажущийся: на самом деле их живописное расположение подчинено задачам изображения кипящей жизни материи.
Натюрморты Снейдерса - это пир на весь мир, пир, дающий жизнь миру. Отовсюду здесь собрана добыча: из леса и моря, с крестьянских полей и с неба - добыча, воплотившая свежесть, краски, запахи и отзвуки мировых стихий, чтобы как из рога изобилия, рассыпать эти драгоценности для нового произрастания жизни.
Натюрморт с лебедем
В картине выделяются несколько предметов с крупными формами и ярким цветом. В центре стола лежит роскошный белый лебедь. Шея его изящно изогнута, напоминая горделивую посадку головы живой птицы, лишь одно прекрасное крыло развернуто, другое скромно сложено, тело, лежащее на спине, сзади чуть приподнято, что придает силуэту лебедя живую выразительность. На правом краю стола помещается оранжево-красный омар, второе по значению цветовое пятно картины. Омар, конечно, меньше лебедя, но зато он помещается не прямо на столе, а на круглом металлическом блюде, косо поставленном поверх двух тыкв, одна из которых лопнула от спелости.
Эти два благородных создания, лебедь и омар, уже в своем одиноком сочетании представляют праздничную роскошь, ликование жизни. Но между ними еще тяжело свешивается со стола прекрасная лань, возле лебедя сложены пестрые рябчики, пушистый заяц, переливающийся драгоценным оперением фазан и грудой свалены мелкие птички. На заднем плане посередине, на высоком коробе - истекающая кровью голова кабана с разинутой пастью, правей - высокая корзина с фруктами и ягодами, с торчащими вверх ветвями, унизанными плодами, которыми кормится попугай. Перед столом справа стоит корзина с устрицами, частью открытыми и манящими своей холодной живой влагой. Из-под стола выглядывают овощи.
К лебедю, напрягая поводок, тянется остромордый длинношерстный охотничий пес, а другой засмотрелся на блюдо с инжиром, которое подносит к столу молодой человек. В левом верхнем углу картины помещается окно, сквозь которое открывается немного печальный равнинный пейзаж.
В картине нет замкнутых, окруженных пустым пространством форм. Очертания предметов переходят одно в другое, дичь еще сочится теплой кровью, зрелые плоды сами собой раскрываются, фрукты и овощи вываливаются из корзин, энергия сгрудившихся тел и форм, не помещаясь в комнате, выплескивается за окно.
Басня о лисе и цапле
Чаша с фруктами для птиц
Собачья свора
Фруктовая лавка (1618)
Натюрморт с фруктами и птицами (1614)
Натюрморт с обезьяной
Натюрморт со служанкой и мальчиком
Овощная лавка (1618)
Петушиные бои (1615)
Птицы в небе
Рыбная лавка (1616)
Виноград в корзине и розы в вазе