Гейнсборо Томас (1727 - 1788)

Гейнсборо Томас (1727 - 1788)

Гейнсборо Томас

Второй великий портретист 18-го столетия. Гейнсборо характеризуют тонкое чувство природы, музыкальность, внимание к душевному миру. Он создает в своих портретах ярко выраженный англосаксонский тип, в котором подчеркивает одухотворенность, мечтательность, тихую задумчивость. Светлая цветовая гамма серо-голубых, зеленоватых оттенков становится отличительной для его живописи.

Огромное значение в портретах Гейнсборо имеет пейзаж. Это холмы и долины, мощные дубы его родного края. Его модели на фоне пейзажа поэтичны, мечтательно-задумчивы, душевно-тонки, в них подчеркнут высокий интеллект. Гейнсборо умеет схватить мимолетное, ускользающее, неуловимое для простого глаза, он придает особую хрупкость и изящество вссегда несколько удлиненным женским фигурам. И парковый пейзаж в этих портретах также лиричен, нежен и утончен, как и его модели.

Живопись Гейнсборо прозрачная, чистая, свежая. Гейнсборо прошел творческую эволюцию от несколько скрупулезной манеры, близкой "малым голландцам", к живописи широкой и свободной. Поздние полотна Гейнсборо сотканы из мазков разной плотности и формы сине-голубоватых, зеленоватых, серебристых тонов, то сгущенных, то оставляющих видным грунт. Живописная техника Гейнсборо как будто специально создана для передачи сырого воздуха, в котором растворяются густые кроны деревьев, очертания холмов и коттеджей.


Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской


Джорджиана, герцогиня Девонширская, была правнучкой принцессы Дианы, дамой очень свободных нравов. Ее красотой восхищались, ее боготворили,она была королевой моды Англии.

Интересная картина: герцогиня ожила - шляпа, платье из муслина, роза, ленты.кружева!...

Смотрит Джорджиана грустно, словно бы чего-то ждет, написал портрет искусно Гейнсборо - модель цветет!

Отдавала дань интрижкам - и судачил долго свет! И романов было - слишком! - у нее в расцвете лет;

Сплетничали об изменах: из известнейших людей отмечали непременно, что в любовниках был Грэй!

А еще с большим азартом ежедневно обсуждал свет ее пристрастье к картам, герцогиню осуждал...

Не творим себе кумира - он глядит на нас сейчас - герцогиня Девоншира с тайным блеском карих глаз...



Аллея в парке Сент - Джей


Это парк, по аллее которого гуляют роскошно одетые, модные, красивые и не очень, молодые и не очень, женщины и, конечно же, мужчины. Но все же в основном здесь женщины. Скорее всего, они пришли сюда пообщаться, встретить знакомых. Может, кто-то пришел посмотреть, кто в чем одет, каковы новинки моды? А кто-то себя показать. Здесь делятся новостями. Молодые люди незаметно от родителей перебрасываются словами любви. Те, кто постарше, присматривают будущих невест для своих сыновей... И как всегда - Гейнсборо не мог не изобразить рядом с людьми собак - маленьких модных собачек, резвившихся рядом со своими хозяйками.

Церковь святой Марии


Уголок старой Англии - католическая церковь и старый замок в романском стиле. На это указывают массивные толстые стены и башни замка, характерные для романской эпохи, окна церкви, четырехугольная башня, заканчивающаяся высоким шпилем с крестом на конце. Рядом с церковью, как и положено, старый погост - древние надгробья, памятники, редкие прихожане, читающие старые надписи, или посетившие старые могилы далеких умерших родственников. За церковью и замком, вдали - поля. Наступает вечер, небо покрыто темными тревожными облаками. Кладбище спряталось от лучей заходящего солнца и лишь часть старой церкви, некоторые дома горожан освещены их последним светом. Картина написана в скупой гамме коричневых и бежевых оттенков и создает ощущение покоя, стабильности и незыблемости закона - у каждого есть свое место в мире - и у живых, и у мертвых.

Дорога через лес и мальчик с собакой


Здесь художник все свое внимание уделяет пейзажу, а присутствие человека и животных лишь слегка обозначил. Перед нами извилистая дорога, уходящая по склону куда-то вниз. Слева - старый лес ( Гейнсборо любил изображать старые, искривленные временем, с обломанными ветвями деревья). Впереди - холмистая панорама и небо - с клубящимися облаками, с собирающимися тучами - скоро будет дождь. Справа малюсенькая речушка. На пригорке уставший мальчик, прилег отдохнуть, может, перекусить, а рядом, как всегда, собака. По дороге уходит корова. Пейзаж вызывает чувство умиротворенности, покоя.

Джон Плампин (1755)


Гейнсборо умел феноменально передавать сходство с натурой на портрете и он сумел этим воспользоваться для своего материального состояния. Случилось так, что он оказался в нужное время в нужном месте, а именно - переехал в курортный городок Бат, кишащий богатыми и праздными бездельниками. И конечно они очень желали увековечить свою персону на полотне. Заказов было много. Вот перед нами портрет портрет такого богатого светского повесы. Прогуливаясь по парку с собакой, он присел к стволу дерева в свободной раскованной позе. Юное лицо его выражает и уверенность, и некую пресыщенность теми удовольствиями, которые предлагает ему богатство. Картина написана в мягких, пастельных тонах, как и все картины Гейнсборо.

Джорж и Луиза Бим с дочерью Сарой


Перед нами аристократическая семья - муж, жена и их дочь Сара. Они гуляют по парку. Джордж что-то увлеченно рассказывает жене, жестом подчеркивая свой рассказ. Жена тихо, про себя, чуть улыбается, скорее всего, она этот рассказ слышала уже много раз. А дочь радуется, что она вместе с родителями и ласково прижимается к юбке матери. Это красивые, образованные и воспитанные люди, принадлежат к аристократическому обществу Лондона. Чувствуется, что между ними царит любовь, уважение и согласие.

Гейнсборо-Дюпон (1770)


Перед нами портрет молодого человека в полуоборот. Пышная грива волос, молодое одухотворенное лицо, взгляд умный, испытующий. Он как бы предупреждает вас, что он - мужчина с характером, Но и самому ему интересно - а кто есть вы? Если предположить, то скорее всего, он человек творческий, может быть, музыкант.

Групповой портрет детей Маршам (1787)


На портрете четверо детей семьи Маршам, изображенные в непринужденной обстановке, в парке - три девочки мальчик. Старшая девочка поддерживает подол платья, а мальчик срывает с дерева орехи и кидает ей в подол. Девочка помладше помогает ей держать орехи. Другая младшая девочка отвернулась, обняв собаку. Почему она отвернулась от других детей и не принимает участия в сборе орехов, возможно, она обиделась на что-то? Рядом с ней еще одна собака - собаки всегда присутствуют на картинах Гейнсборо. Картина полна безмятежного очарования: одухотворенные красивые лица детей, пышная природа, мягкие пастельные тона, характерные тона для полотен художника.

Крестьянская семья возле своего домика


Известно, что Гейнсборо с одинаковым интересом и любовью писал как представителей высшего света Англии, так и людей из народа, крестьян. Глядя на эту картину, невольно кажется, что этот домик расположен в глухом дремучем лесу и как можно здесь жить? Но посмотрите, сквозь стволы деревьев просматривается светлое пространство, значит, там деревня. А здесь, среди старых, искривленных временем и ветрами деревьев, расположен маленький домик, а возле него семья - отец, мать и маленькие дети, причем на руках у матери младенец. Наверно, нелегко живется здесь этим людям, вдали от людей, но почему-то хочется верить, что их окружает тишина, пение птиц, чистый лесной воздух, а главное - красота этого места!

Портрет миссис Элизабет Шеридан


Элизабет Шеридан, в девичестве Линли, обладала прекрасным голосом. Своим пением она очаровала весь театральный Лондон. Кроме того, она обладала несомненной красотой, изяществом и обаянием. В нее влюбился француз. Р.Б.Шеридан и девушка тайком убегает с любимым во Францию. Здесь Элизабет изображена еще не замужем, юная и хрупкая, на фоне пейзажа. На ней светлое воздушно-розовое платье. Портрет очень лирический, светлый.

Мистер и миссис Эндрюс (1750)


Сэр Роберт Эндрюс и Франсис Картер поженились в ноябре 1748 года и этот портрет был написан в честь этого события. Молодая пара написана на фоне неброского пейзажа, вдали простирается их поместье. Стоит теплый осенний день, хлеб убран и уже связан в снопы. Супруг с собакой вернулись с охоты, их встретила молодая жена, и они решили отдохнуть неподалеку от своего имения. Юная супруга расположилась на скамейке, широко разложив светлое пышное, переливающееся атласом платье, из-под которого виднеются светлые туфельки. Выражение лица супруги излишне строгое, может быть, она еще не привыкла к такой ответственности в свои 18 лет - быть женой и боится выглядеть легкомысленной. пусть даже и перед художником. Для картин Гейнсборо очень характерно объединение человека и природы. Как правило, в его пейзажах обычно присутствуют люди, а также неизменно присутствуют собаки, подчеркивающие, как правило, статус человека. И здесь рядом с Робертом - породистая охотничья собака. Картина полна тонкого лирического настроения. Картина написана в мягких, пастельных тонах. Следует все-таки сказать, что вначале художник задумал написать в руках леди Эндрюс перо фазана. которого хозяин принес с охоты, а самого окровавленного фазана положить на салфетку, на дорогое изысканное платье Франсис. Этим художник прозрачно намекнул на кровожадность правящего класса. Но все-таки выполнить задуманное Гейнсборо не решился.

Пейзаж с возвращающимся стадом


Гейнсборо очень любил изображать сельский пейзаж. И всегда в эти скромные сюжеты включал людей и животных. Вот и здесь с пригорка спускается стадо сытых коров, возвращающихся с пастбища. Рядом на земле сидят пастух с собакой и женщина, скорее всего, хозяйка одной из коров. Возможно, она интересуется поведением и самочувствием своей кормилицы. Осенний пейзаж простой и бесхитростный, но очень задушевный, светлый. Краски теплые. золотисто-охристые.

Портрет Джона Хайеса Сент-Лего (1782)


Молодой человек скакал по лесу, остановился, соскочил с лошади и залюбовался природой. А может быть, он заслушался пением птиц? Или, возможно, он не один, и вдали он видит отставшую от него амазонку на прекрасной лошади и с легкой, едва заметной полуулыбкой ожидает прелестницу? В любом случае - это джентльмен, образованный, хорошо одетый, не бедный. Лицо симпатичное, одухотворенное, на нем нет следа надменности, напыщенности, зато видно, что он очень доброжелательный и добрый. Картина заставляет зрителя придумывать свой сюжет, но, возможно, в этом и состоит его задача?

Портрет актрисы Сары Сиддонс (1780)


Гейнсборо изобразил актрису в современном платье в белую и голубую полоску, в огромной шляпе с перьями и с меховой муфтой на коленях. Сара Сиддонс словно ненадолго заглянула в мастерскую художника и присела побеседовать с ним. Лицо актрисы не отличалось тонкостью черт, наоборот, во время работы над портретом живописец ворчал: "Мадам, вашему носу просто нет конца." И тем не менее, перед нами гордый привлекательный профиль. Образ актрисы покоряет внутренней силой, свойственной незаурядной личностью.

Портрет Анны Форд (Позже г-жа Тикнес) 1760


Певица Анна Форд была необыкновенно талантлива: она была очень музыкальна, обладала великолепным голосом, разговаривала на пяти языках. Она мечтала стать актрисой, петь, но отец категорически запрещал ей даже надеяться на подобный шаг. Тогда девушка сбежала в Лондон, где ее очень хорошо приняли. Когда она собиралась дать свой первый концерт, отец попытался сорвать концерт, даже опозорить дочь. Но у него это не получилось, и Анна пела, концерт имел шумный успех.

Портрет Анны, герцогини Камберленд и Стрэтхем (1742)


Из темноты вечернего парка на фоне массивных мраморных колонн выступает величественная фигура красивой молодой женщины в богатом платье с пудреной прической. Она слегка облокотилась на выступ колонны, на который небрежно брошен плащ с горностаевой отделкой, а рядом с ним - непременный атрибут герцогской власти - герцогская корона с фамильным гербом. Художник явно очарован молодой женщиной, он подчеркивает ее достоинство герцогини, лишенное, однако, напыщенности, чопорности, а также несомненную женственность и нежные черты лица.

Портрет Джона Килмори (1768)


Джон Килмори - граф, виконт из Ирландского Пэрства. На фоне пейзажа мужчина среднего возраста, такой же, кажется, кряжистый, как и дерево за его спиной. Он опирается на трость. Лицо простое, парик. Мужчина не выглядит образцом изящества и обаяния, однако вызывает чувство уверенности, основательности, видно, что человек знает себе цену и свое место в этой жизни.

Портрет Джонатана Баттола (1770)


Этот портрет чаще называют "Голубой мальчик". На фоне тревожного неба на земле стоит мальчик в атласном голубом костюме. В сумрачном воздухе вечера он является нам среди трав и камней, как озаренное странным светом видение, как голубое мерцающее сияние. Он стоит твердо, но, кажется, в любую минуту готов взмахнуть шляпой и побежать, иль вскочить на коня и умчать вдаль. Мимолетный свет скользит по складкам камзола. Мальчик сосредоточен, но взгляд его устремлен как бы сквозь нас, дальше, за горизонт. Образ полон мальчишеского озорства, грации и светлой чистоты.

Портрет Элизабет и Мэри Линли (1772)


Перед нами сестры Линли - Элизабет (в замужестве Шеридан) и Мэри. Девушки, как всегда, изображены на фоне природы. Их юные лица привлекают красотой и одухотворенностью. Чувствуется, что сестры дружны между собой. Цвет их платьев контрастирует между собой - мягкий, оранжевый у Мэри и нежный серо-голубой у Элизабет. Картина навевает чувство нежности, лирической меланхолии.

Портрет герцогини де Бофор (1770)


Прежде портрет назывался "Дама в голубом", поскольку до сих пор идут споры, действительно ли это герцогиня де Бофор?

Перед нами прекрасная молодая женщина. Ее глаза смотрят на мир доверчиво и просто, рот по-детски полуоткрыт в полуулыбке. Движение изящной руки, поддерживающей шарф, несколько манерно.

В целом художник рисует образ герцогини естественно и ясно. Картина буквально светится нежными, холодновато-мерцающими красками. Голубыми тонами переливается атласный шарф, накинутый поверх платья, лента на маленькой изящной шляпке и даже пудреные волосы отливают голубым цветом.



Портрет полковника Джона Баллока (1809)


Это портрет английского землевладельца, члена английского парламента, в будущем героя войны.

Герой войны, что отзвучала, полковник из былых времен,

И в славных дней твоих начало уносит память, будто сон.

Пусть вновь война, нельзя иначе, и новый бой, что смерть несет.

А жизни главная задача - скакать во весь опор вперед!

Но это будет чуть позднее, ну а сейчас ты жив пока,

Пусть грусть жестокую развеет лишь счастье, милая рука.

Ведь ты живешь совсем не даром. ты много сделал. все, что смог,

И вот ты рядом с вазой старой, что словно дней твоих итог!

А верная собака снова поднимет на тебя свой взгляд

И средь безумия людского твои глаза на нас глядят!

Погибнешь ты, но будет с нами портрет. где ты стоишь сейчас,

И в сердце возродится память о днях, что скрылись вдаль от глаз.

И ты живой, полковник бравый, для тех. кто видит твой портрет.

Опора трона и державы. в истории все жив твой след1 

(Дмитрий Ахрименко)



Речной пейзаж с фигурами в лодке


Уголок леса, речная заводь, сочная зелень, лето...Как всегда, рядом люди и животные - от берега отталкивает шестом лодку, скорее всего, подросток. Молодые люди в лодке, видимо, решили прокатиться по реке. Неподалеку коровы пришли на водопой. Ажурная листва выглядит кружевом на фоне бледного, голубого неба. Стволы старых деревьев клонятся к земле. День теплый, солнечный. хотя здесь, среди деревьев, тень.

Собиратели хвороста


Художник попытался изобразить здесь другую жизнь англичан, отличную от аристократического быта. Трое детей из бедной семьи пошли в лес за хворостом. Старшая девочка держит на руках маленького ребенка. Мальчик, поменьше девочки, собрал несколько веточек и присел отдохнуть. Одежда у детей бедная, штаны у мальчика в дырках. Темное небо, сумрак леса вызывает некоторую тревогу за детей. Но картина все же явно расходится с реальностью жизни. Красивые лица детей вызывают умиление, но не жалость, не сочувствие. Они не измождены, не устали. И если одеть их в другую красивую одежду, мы увидим, что эти дети ничуть не отличаются от детей аристократов.

Утренняя прогулка (1785)


Перед нами возникает гуляющая пара как образец супружеской гармонии и верности. Кажется, мы слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами. Изысканные наряды, требующая внимания белая собачка - все словно растворено в окружающем их прекрасном мире. Глубокие чувства объединяли сквайра Халлета и его жену. Художник с удовольствием представляет зрителю старинный парк, красивые молодые лица, их наслаждение природой, - все это он выражает в выражениях лиц, взглядах, в благородных движениях рук.

Вид близ деревни Корнард


Очень простой и очень душевный пейзаж. Бугры, поросшие растительностью, старые искривленные от времени, деревья, небольшая извилистая речка, дорога, уходящая вдаль, туда, где предгрозовое небо сходится с землею. На близость к деревне указывают коровы, овцы, пришедшие на водопой, крестьянин с ослом. Кажется, что это место свидания местных юношей и девушек. Вот юноша, возможно, пастух, сидит, ждет, когда его коровы напьются. Рядом стоит девушка, беседует с ним. А может быть, это и не свидание, а девушка шла мимо и остановилась поболтать. Чуть подальше - другая пара - здесь девушка сидит на траве, чуть отвернувшись от молодого человека с ослом, но явно слушает его. Вся картина полна умиротворенности, тишины...Возможно, это затишье перед грозой? Уж очень тревожное небо, вот-вот хлынет дождь, и не пора ли всем побыстрее в укрытие? Как всегда у Гейнсборо, спокойный, неброский колорит картины выдержан в мягких, почти пастельных тонах.