Греков Митрофан Борисович (1882 - 1934)

Греков Митрофан Борисович (1882 - 1934)

Греков М. Б.

Все творчество М. Б. Грекова - свидетельство поразительной целеустремленности и цельности. У него нет иных тем и сюжетов, кроме эпизодов героической летописи подвигов Красной Армии в гражданскую войну. Многие советские художники обращались впоследствии к тем же событиям, но отличительной чертой композиций Грекова является то, что создавал он их не по историческим источникам, не по архивным материалам и не по литературным описаниям, а на основе личных впечатлений и переживаний.

Лихие всадники, несущиеся по степи Донского края с его неоглядными просторами, пулеметные тачанки, играющие марш трубачи - все это оживает на полотнах Грекова. И не только потому, что сам он родом из казацкой семьи, уроженец хутора Шарпаевка Яновской области Войска Донского, но и потому, что он сам был участником военных походов и кровавых боев с деникинской армией на юге России.

Первые впечатления армейской жизни он получил еще раньше. В течение трех лет, с самого начала первой мировой войны, в составе 19-й казачьей сотни Греков пробыл на германском фронте. Здесь он приобщился к военному быту, ко всем превратностям солдатской судьбы, здесь же был тяжело ранен.

Позднее, когда в 1920 году Греков вступил в ряды Красной Армии, он так вспоминал об этом в автобиографии: "...События так волновали, так захватывали, что нельзя было не писать. Несколько месяцев я находился в полосе фронта, в непосредственной близости к боям. Это дало мне возможность наблюдать боевые движения войск, познакомиться с характерными особенностями гражданской войны и красных частей. Их внутреннее идейное содержание рисовало в особом романтическом свете наблюдаемые мотивы и эпизоды, которые стали потом темами моих картин..." Художественное образование Греков получил сначала в Одесском художественном училище, а затем в стенах Петербургской Академии художеств. Его учителями были сначала И.Е.Репин, а затем Ф.А.Рубо, автор Севастопольской панорамы, профессор батальной живописи, выделявший Грекова в числе лучших учеников. У своих учителей Греков воспринял методы и принципы реалистической живописи, которым остался верен до конца жизни.

Уже его первые полотна 19-х - 20-х годов, над которыми он начал работать в белогвардейском тылу в Новочеркасске, были посвящены борьбе революционного народа. Об этом можно судить даже по их названиям: "Красноармейцы врываются в станицу, занятую деникинцами", "Зимний поход Первой Конной", "Вступление полка им.Володарского в Новочеркасск". Это по большей части многофигурные композиции. Действие в этих полотнах показано в самых напряженных моментах: то это исполненный бурной динамики бросок, где в рукопашной схватке не на живот, а на смерть схлестнулись силы противников; то уверенно движущаяся лавина солдат пехотного полка, вступающего в город; то растянувшаяся бесконечной лентой на снежном поле красная конница.

Эти запечатленные Грековым сцены свидетельствовали о той героической эпохе, в которой все просто, даже буднично, но в ней, лишенной ложного пафоса, ощущается достоверность и правда. Эти выхваченные из жизни, почти документальные полотна легли в основу того, что создано Грековым в последующие годы.

Жизнь Грекова безвременно оборвалась в 1934 году. В посмертном приказе Наркомата Обороны, отмечавшем особые заслуги "талантливого живописца гражданской войны", был пункт о создании в Особой Отдельной кавалерийской бригаде изомастерской имени М.Б.Грекова. Из нее выросла широкоизвестная Студия военных художников имени М.Б.Грекова, из которой вышло много замечательных художников-баталистов.


Тачанка (1925)


Вот летит в яростном движении прямо на зрителя конармейская тачанка, с алой лентой в узде коренника. Ничто не может остановить ее стремительного полета, кажется, что кони рассекают густой знойный воздух жаркого дня, земля клубится под копытами. Конный вихрь залит ярким солнечным светом, золотом отливают стерня и копёнки сжатого хлеба на переднем плане, а позади, в небе, стоит иссиня-черная грозовая туча.

В этом романтически-приподнятом образе угадана не знающая ни препятствий, ни преград стихия революции.

Вспоминается известная революционная песня: 

Ты лети с дороги, птица! Зверь, с дороги уходи! Видишь, облако клубится, кони мчатся впереди!

И с налета с поворота по цепи врагов густой застрочил из пулемета пулеметчик молодой.

Эх, тачанка-ростовчанка, наша гордость и краса, конармейская тачанка, все четыре колеса!



Знамёнщик и трубач (1934)


Знамёнщик и трубач обычно находятся впереди войска. они зовут за собой, вселяют в бойцов мужество призывными звуками трубы, развевающимся алым знаменем, которое уверенной рукой держит загорелый от длинных дорог знамёнщик. Его конь, возбужденный звуками боя, пытается пуститься вскачь, но сдерживается знамёнщиком. В медную трубу трубит трубач на белом коне, с накинутой на плечи буркой. Скудный пейзаж дополняет картину, - пыльная степь с редкими валунами, чахлые кустики зелени и яркое синее небо над головой.

Конь Русак. На Кубань!




Чертов мост (1931) На походе. Первая Конная. (1927)




На пути к Царицыну




Трубачи первой Конной Армии (1934)


Здесь снова мотив походного движения колонны Конармии. При взгляде на картину невольно приходят на память строки некогда популярной песни:

"С неба полуденного жара -не подступи.

Конница Буденного раскинулась в степи..."

Цокая копытами по шляху, надвигается на зрителя шеренга белоснежных коней с бравыми музхыкантами. Полковое знамя осеняет группу словно гигантским горделивым крылом. Подъехавший командир, ухарски уперев руку в бедро, кричит, подзадоривая трубачей: "А ну, давай еще! Давай сильней!" Насыщенное темно-рыжее пятно его гнедого коня усиливает сверкание белизны шерсти лошадей, на которых сидят музыканты. Этот контраст в сочетании с пламенеющим тоном воинского стяга составляет главный акцент колористической гаммы. Солнечный свет заставляет гореть расплавленным золотом медь духовых инструментов. Картина полна сияния и солнечных отблесков.

Художник показывает лишь авангард колонны, спускающейся с гребня степного кургана.  Поэтому ее продолжение, уходящее вглубь пространства, за раму, кажется нескончаемым, а следовательно, сила и мощь - неодолимыми - этим приемом он закрепляет идею несокрушимой силы народа. Боевое знамя, оказавшееся в момент походного движения на самой вершине холма, будто полыхает над всей необъятной далью, тающей в дымке золотистой степной пыли.



В отряд к Буденному (1923)


Это первая значительная картина Грекова. Здесь он продолжает традиции Верещагина - избегает парадности. Художник выбирает будничную сцену - по донской степи едет одинокий всадник, ведя вторую запасную лошадь с притороченной к седлу винтовкой. Высокий поднятый горизонт позволяет показать за конником колоссальное открытое пространство. Оно воочию свидетельствует о немалом пути, проделанном героем. Опасности же, подстерегающие его на этом пути, эмоционально дают себя как бы ощутить в цвете добела раскаленного неба и знойного марева, затянувшего дали. Свое напряжение в колорит вносят и короткие тени, падающие на дорогу резкими пятнами. Художник изображает момент, когда конник смог наконец прикрепить к папахе красную ленточку, символизирующую дело, за которое он будет бороться. Бедная одежда и отсутствие казачьих лампасов, бедная винтовка вместо кавалерийского карабина говорят за себя достаточно красноречиво. Это селянин, казак из станицы. Его бросающаяся в глаза сутуловатость связана с многолетним крестьянским трудом за плугом или сохою. Он уходит к своим единомышленникам, отстаивающим свободу и счастье народа.

Чертов мост (1931)




Кавалерийская атака 1-й Конной армии (1927)




Кирасиры (1911)




Конница на привале (1930)




Лейб-гвардии гренадерский полк.




Разоружение деникинцев




Станица Платовская (1934)




Замерзшие казаки генерала Павлова