Грёз Жан Батист (сентиментализм)
Дальнейшее развитие бытового жанра во французской живописи было связано с именем Жана Батиста Грёза. Его картины близки к сентиментальной драме, как раз возникшей в этот период, к тому литературному жанру, в котором писал Дидро. "Вот поистине мой художник", - восклицал Дидро, посвятив Грёзу не одну страницу своих "Салонов".
Как сентиментальная, слезливая мещанская драма, так и все творчество Грёза испытало на себе огромное влияние идей Руссо, проповеди патриархальной идиллии и семейных добродетелей. Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. Художник пишет "нравственные картины" - Деревенсая невеста", "Балованное дитя" и др. Это уроки морали, когда художник превращается в рупор добродетели, а живопись служит иллюстрацией. Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. Картина Паралитик", в котором ухаживают за больным дети, имеет другое название - "Плоды хорошего воспитания", а "Балованное дитя" - "Плоды дурного воспитания". Здесь все предельно ясно, типаж к тому же однообразен, а жесты заучены, позы театрально-эффектны. Столь прославленные и позже имеющие неизменный успех у мещанства знаменитые девичьи "головки Грёза" с возведенными вверх глазами, с разбитым зеркалом или кувшином или с мертвой птичкой, олицетворяющие печаль о потерянной невинности, "замешаны" на большой доле эротики и фальши.
Кимон и Перо (ок.1767)
Кимон - известный полководец и политический деятель Афин периода греко-персидских войн. Участвовал во многих военных походах, во многих сражениях. Судьба его, судя по легенде древнеримского историка Валериуса Максимума, очень интересная, очень сложная. И одному невероятному факту посвящена эта картина.
Легенда гласит, что патриций Кимон за грехи был осужден на голодную смерть.
Его дочери Перо разрешили приходить в тюрьму каждый день - ухаживать за отцом, умывать, давать пить, менять солому...День за днем отец становился все слабее и слабее. Не в силах видеть пытку умирания отца, она решила поддержать его и дала ему грудь (дочь незадолго до этого родила и кормила ребенка грудью).
Поразившись такому самопожертвованию, такой великой любви дочери к своему отцу (ведь она знала, что это грозило ей смертью), власти древнего Рима, которые отличались необычайной жестокостью, приняли решение освободить Кимона и не наказывать Перо.
Портрет Софи Арну (1776)
Мадлен Софи Арну - французская актриса и певица, лучшее сопрано своего времени.
В пятилетнем возрасте впервые выступила перед королевой и маркизой де Помпадур. Дебютировала как оперная певица.
По окончании сценической карьеры Арну стала хозяйкой салона Софи Арну. Остроумие и интеллект ее сделали салон излюбленным местом встречи виднейших французских мыслителей, интеллектуалов - Вольтера, Дидро, Бомарше и др.
Ариадна
Балованное дитя (1760-е
Деревенская помолвка
Девочка с птицами
Голова девушки
Голова девушки в чепце (1760-е)
Голова молодой женщины (созерцание)
Мертвая птица
Наказанный сын (1778)
Отцовское проклятье
Портрет девушки (1780)
Портрет графа П.А.Строганова в детстве
Портрет графини Е.П.Шуваловой
Голова молодой женщины (созерцание)
Портрет молодого человека в шляпе
Посещение священника (1784)
Разбитый кувшин (1785)