Декоративный поднос. Хохлома.
Хохлома, Хохлома, волжская сторона... В ожерелье народных ремесел Хохлома - наш драгоценный бриллиант. Вы приходите на выставку, и первое, что бросается в глаза - бочонок, чашка и поставец, ярко украшенные золотом и киноварью. Вы берете бочонок, такой массивный и тяжелый с виду, и рука вдруг чувствует, что он совсем легок. Ну, конечно, не как пух, - ведь бочонок сделан из дерева, но тяжести ожидаешь потому, что он выглядит как металлический. Украшен он незатейливым, вроде бы, узором - "травкой", "ягодкой", "листочками" (элементы хохломской росписи). Свое название роспись получила от крупного торгового селения Хохломы, что в Нижегородской области, в "Заволжье". Ныне росписью занимаются в окрестностях города Семенова в той же, Нижегородской, области. Есть в Семенове музей хохломских изделий, есть и школа о обучению мастерству.
![](/uploads/hohloma/0014-014-rospis-khokhloma.jpg)
Как зародилось такое искусство? В старину все население страны пользовались исключительно деревянными ложками. Поэтому их изготовляли и в Москве, в Троице-Сергиевой лавре, и в калужских, и тверских местах. Точно неизвестно, когда деревянную посуду начали изготовлять в Заволжье. Скорее всего, когда в 17-м - начале 18-го века в заволжские непроходимые леса потянулись раскольники и основали там укромные скиты. Вероятно, были там люди и с прекрасным художественным вкусом - керженская деревянная посуда славилась уже тогда. Но почему же так влекло их украшать посуду золотом? Разве мало других ярких красок, которые могли бы использовать художники?
![](/uploads/hohloma/20b.jpg)
Золото всегда было олицетворением счастливой, богатой жизни, довольства, красоты и чистоты. В народе говорили : "Золото не горит, а чудеса творит"; "Золото веско, а кверху тянет"... Крестьянин собирал свадебный пир. Бедна была домашняя деревенская обстановка! И как приятно было в семье хлебопашца поставить на стол отливающую золотом посуду, богато украшенную гроздьями рябины, травным орнаментом.
![](/uploads/hohloma/img10.jpg)
На реке Унже в Макарьеве устраивалась всероссийская ярмарка. На нее везли деревянные изделия из волжских лесов: лопаты, лотки, совки, ложки, чашки. корыта, ведра, блюда, миски, дуги. коромысла. Отсюда пошла слава местных изделий. Отсюда они их отправляли по всей Руси, а также в Среднюю Азию, и даже в далекую Персию. В пушкинскую пору журнал "Северный архив" поместил очерк лейб-медика Г. Ремана о поездке на одну из макарьевских ярмарок. Почтенный лейб-медик с удивлением и восхищением описывая виденное, заметил, что некоторые экземпляры могут считаться в своем роде редкостями. Ремана поразило то, что некоторые чаши были огромных размеров - около полутора метров в диаметре!
![](/uploads/hohloma/2396.jpg)
Знаток народного быта писатель С.Максимов также отмечал широкую популярность изделий волжских умельцев. По его словам, вся православная Русь ест этими ложками крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губы. Здесь же и точат чаши, в которых бухарский эмир и хивинский хан подают почетным гостям лакомый плов, облитый бараньим салом или свежим гранатовым соком, и в которые бывшая французская императрица Евгения бросала визитные карточки знаменитых посетителей ее роскошных салонов.
![](/uploads/hohloma/66912-485bf-54362797-m750x740-uf735f.jpg)
Расширению промысла способствовало и то, что основное сырье - береза, липа, осина - было в изобилии под рукой. Посуда вытачивалась, просушивалась, шлифовалась, а затем расписывалась. Художники украшали посуду диковинными узорами и растениями. В конце посуду покрывали олифой и закаляли в печах, отчего она приобретала золотистый цвет. Мастеру было важно найти красивое соотношение орнамента и фона. По золотистому фону круто завивались растительные побеги, черное чередовалось с красным. Иногда на посуде делались надписи. На огромной, чуть не метр в диаметре бурлацкой чаше по борту было выведено: "Сия чаша для бурлаков, приятно кушать им на здоровье"
![](/uploads/hohloma/preview.jpg)
К сожалению, с вытеснением из обихода дерева стеклом и металлом, промысел "Хохломская роспись" стал терять свою популярность. Стали иссякать запасы сырья. Мастера все больше испытывали нужду. Какое-то время интерес к Хохломе пытались возродить с помощью изделий, слишком вычурных и не похожих на старинную русскую посуду. Поэтому промысел стал стремительно затухать. Возрождение Хохломы началось уже в советское время, в тридцатые годы. В печати стали публиковать статьи об угасшем промысле. Старые, еще живые мастера, стали обучать искусству молодежь. Юношество полюбило горячую цветовую гамму Хохломы. Богаче, разнообразнее стал орнамент, освеженный декоративно-сказочным изображением ягод и цветов заволжских лесов, фруктов, птиц, животных.
![](/uploads/hohloma/151114112124.jpeg)
![](/uploads/hohloma/el-51.jpg)