Г. Левицкий. Автопортрет
Дальнейшее развитие интимного портрета было связано с именем Д.Г. Левицкого. Первоначальное образование он получил у отца, гравера Киево-Печорской лавры. Учился портретной живописи у художника Антропова.
Левицкий владел всеми формами портрета — от парадного до камерного. Но вначале он был известен как мастер парадного портрета. Перелом в его творчестве произошел в связи с заказанной ему императрицей Екатериной II портретной серии воспитанниц Смольного института благородных девиц в честь первого выпуска института. Это были 7 крупноформатных произведений, выполненных в 1773 — 1776 годах. Заказ имел в виду, конечно, парадные портреты. Предусматривалось изобразить девушек во весь рост в театральных костюмах на фоне декораций в манерной, изысканной позе. Смольный был детищем Екатерины, и она хотела показать образы дворянок, которые бы не только по рождению, но и по образованию, просвещенности возвышались над низшими сословиями. Однако, художник, работая над портретами, подошел к решению задачи совершенно неожиданно. Его увлекла непосредственность девушек, искренность, с которой они играли свою роль. Скованные различными рамками условностей, строгости, иногда излишней, в которой они жили в пансионе, девушки могли раскрыть полностью свой характер, свои чувства лишь на сцене. И художник не мог остаться равнодушным к этому: портреты получились очень интимными, очень живыми. Известно, что Екатерина была недовольна выполненным заказом.
Портрет Анны Степановны Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II
Портрет священника
Портрет Хованской и Хрущевой (1773 )
Девушки — «смолянки» изображены в образе пастушка и пастушки, которые играют грациозную пастораль. Художник восхищен очарованием и юностью девушек. С большим мастерством художник передает упругий блестящий атлас, тонкие кружева, ажурные декорации. Мягкий контур изящных фигурок, нежные, прозрачные тона, тонкое сочетание розового с серебристым и зеленым придают портрету изысканную гармонию. Левицкий живо передает два разных душевных склада, два характера: бойкий, шаловливый, — уверенной в себе Хрущевой и робкий, стеснительный — Хованской.
Портрет Урсулы Мнишек (1783)
Вглядимся…Овал. Как в волшебное зеркало глядим в полотно. Вмиг изображение переносит нас через два столетия. Гордо посаженная головка. Благородный овал лица. Высокая напудренная прическа. Тонкие брови, нарумяненные щеки, чуть тронутые краской губы .Все это необходимо для того, чтобы лицо дамы не поблекло рядом со сверкающим драгоценными кружевами и атласом нарядом. Художник спешит. Он знает, что внизу ее ждет карета. Бьют часы. Пора..Улыбка Урсулы означает конец сеанса. Графиня быстро встает, чопорно приседает, придерживая широкие юбки, сгибается в легком поклоне ее пудреная головка. Эта дама — племянница польского короля Станислава Понятовского, Игрою света и тени на лице, волосах, груди и шее, переливами шелковых тканей художник добивается впечатления праздности, нарядной пышности.
Портрет М. А. Дьяковой-Львовой (1778)
Первый портрет показывает восемнадцатилетнюю девушку, почти ровесницу «смолянок». Она изображена в повороте, непринужденность которого выразительно подчеркивается золотистым боковым светом, упавшим на фигуру. Лучистые глаза юной героини мечтательно-радостно смотрят куда-то мимо зрителя, а влажные губы тронуты поэтически неопределенной улыбкой. В ее облике — лукаво-задорная смелость и целомудренная робость, всепроникающее счастье и просветленная грусть. Это характер еще до конца не сформированный, полный ожидания со взрослой жизнью. Девушка была влюблена в архитектора, близкого друга Левицкого, но ее родители не соглашались, чтобы их дочь вышла замуж за «ремесленника». Тогда они тайно обвенчались. Именно в тот период ее запечатлел художник в первом портрете. В течение трех лет она жила под родительским кровом, надеясь, что отец и мать сменят гнев на милость. В конце концов ее настойчивость победила.
Портрет Львовой М.А. (1781)
Второй портрет (1781) написан, когда молодой женщине исполнился 21 год, но она выглядит старше своих лет. В ее взгляде чувствуется усталость, в улыбке проскальзывает горечь. Ощущается, что ей пришлось столкнуться с чем-то трудным, тяжелым. Однако спокойный, величавый разворот плеч, горделиво откинутая голова показывают, что именно борьба воспитала в ней чувство собственного достоинства, сформировала личность. Изменилась цветовая гамма. В первом портрете мягкие краски в гармоничной тональности. Во втором портрете темные звучные тона делают колорит напряженным, чуть жестковатым.
Портрет Нелидовой (1773)
«Смолянка» Екатерина Нелидова запечатлена в своей лучшей роли — служанки Сербины из оперы Перголези «Служанка — госпожа», в которой рассказывается, как ловкая горничная сумела добиться сердечного расположения своего господина, а затем и брака с ним.
Грациозно приподняв пальчиками легкий кружевной передник и лукаво склонив голову, Нелидова стоит как бы в ожидании взмаха дерижерской палочки.( Кстати, пятнадцатилетняя «актриса» пользовалась такой любовью публики, что ее игра отмечалась в газетах, ей посвящали стихи. ).
Чувствуется, что для нее представление — не повод продемонстрировать «изящные манеры», привитые в пансионе. а возможность проявить молодой задор, стесненный повседневными жесткими правилами Смольного института. Левицкий передает полное душевное растворение Нелидовой в сценическом действии. Художник строит богатую гамму серо-зеленых, жемчужных и розовых тонов.
(Рассказ о фаворитках Павла I)
Портрет Прокофия Демидова ( 1773 )
Оригинал, богач, меценат, способный ученый (биолог и зоолог), создатель уникального гербария, автор труда о пчелах. Но, в первую очередь, он был большой чудак. О московских чудачествах Демидова ходили легенды. Его дом на Басманной улице был обшит железом, а в стенах были скрыты маленькие органчики. Там можно было встретить заморские растения, попугаев и даже орангутангов. А слугам было велено ходить в очках, и на одной ноге иметь онучу и лапоть, на другой — чулок и башмак. Он так прославился своими чудачествами, что была даже выпущена книга «Русский чудак XVIII столетия». Левицкий изобразил Демидова на фоне классических колонн, опершись на большую лейку, тут же открытая книга, правая рука показывает на кадки с какими-то растениями. Костюм парадный, но на голове домашний колпак; насмешливый умный взгляд и провалившийся беззубый рот: сам заказчик настаивал на таком «реализме» или художник остался верен себе? — неизвестно. Но портрет вызывает неизменный интерес.
Портрет дочери Агаши в народном костюме
Александр Васильевич Храповицкий
Портрет императрицы Екатерины II-законодательницы
Портрет Анны Артемьевны Воронцовой в детстве
Портрет арфистки Алымовой
Портрет княжны П.Н.Репниной (1781)
Портрет Екатерины II (ок.1782)
Портрет неизвестной с розой
Портрет смолянки Е.И.Молчановой
Портрет смолянки Н.С.Борщовой