Маковский Владимир Егорович (1846 - 1920)

Маковский Владимир Егорович (1846 - 1920)

Маковский Владимир Егорович

Маковский - это фамилия трех братьев-живописцев: Константина, Владимира и Николая. Среди них Владимир - самый известный художник, мастер бытового жанра. закончил Академию художеств, получил звание классного художника 1-й степени и золотую медаль. А за картину "Любители соловьев" получил звание академика. Маковский принял активное участие в организации Передвижников с самого его начала. Его картины отличаются глубоким знанием народной жизни, как крестьянской, так и городской. Сцены быта полны правды, остроумия, добродушного юмора, а порой и острой сатиры.


На бульваре (1887)


Скрытая драма, завязка трагедии звучит в этой картине. Здесь изображена сцена свидания мастерового, бывшего крестьянина, уехавшего в город на заработки, с молодой женой, приехавшей из деревни с ребенком навестить мужа. Жена привезла своего первенца, чтобы показать его мужу. Молодой глава живет, скорее всего, в рабочей казарме, поэтому бульвар оказался наиболее уединенным местом. Для женщины все здесь представляется чужим: снующие прохожие, однообразные здания, обступившие островок чахлой зелени, и даже любимый человек, неузнаваемо изменившийся в городе. Подвыпивший, он, небрежно развалясь, тихонько "играет песни" на гармошке. Все в нем бесконечно далеко от забот, принесенных приездом жены: ему безразличны ее нужды, как стала безразличной она сама и опостылевшая деревня. И вот они сидят вместе на скамейке, но некогда близким людям не о чем больше говорить: мастеровому откровенно скучно, а женщина сжалась, замкнулась. Скорбно ссутулясь, крестьянка никак не может понять - что же произошло, отчего тот, кто еще недавно покинул родное село лишь ради ее блага и блага будущего ребенка, теперь так равнодушен к их судьбе?.

Осенняя цветовая "моросящая" гамма содержит в себе резко звучащие пятна, разбросанные в одежде мужа и жены, в лоскутном одеяле, укутавшем ребенка.

Психолгическому состоянию персонажей вторит природа - зябкая осень, пришедшая на московские бульвары.



Две матери


В господский дом, полный достатка, уюта и покоя приходит женщина, перед которой, возможно, бессильны и покой, и достаток....Перед нами драма двух матерей, родной и приемной. Кто знает, по какой причине ребенок оказался в чужой семье, скорее всего, от глубокой нужды пришлось оторвать от себя свою кровиночку. Но мальчика явно любят здесь, и он совсем не чувствует себя чужим. Родная мать пришла увидеть сыночка, а, возможно, и забрать его, принесла ему гостинец, но ребенок пугается незнакомой женщины и жмется к той, кто его вырастила, к своей маме. Художник очень ярко показал чувства, эмоции героев картины: родная мать и взволнована, и растеряна, что ее сын не бежит к ней, отталкивается от нее. Приемная мать тоже взволнована, она испугана и хочет знать, зачем та пришла, уж не хочет ли забрать ставшего родным им ребенка? Тот же вопрос задает муж, приемный отец. А няня пытается успокоить пришедшую мать.

Комната залита ярким летним солнцем, но драма. разыгравшаяся на наших глазах, совсем не соответствует радостному состоянию природы, в то же время это как знак надежды, что все уляжется, люди поймут друг друга, если они любят этого славного мальчугана.



Идеалист-практик и материалист-теоретик (1900-е)


Картина наполнена юмором, улыбку вызывают образы двух о чем-то спорящих мужчин. Один, повар, скорее всего, практик, он твердо сидит на своем стуле и это указывает на его твердую позицию в споре. Второй,робкий теоретик, сидит на самом краешке табурета, чувствуя себя не очень уверенно в своих доказательствах. Юмор картины заключается в том, что по закону жанра практик должен быть материалистом, а теоретик идеалистом.

Любители соловьев (1873)


За эту картину художник получил звание академика. Сюжет картины очень прост. В деревенской избе трое мужчин, засидевшись за разговорами, с бутылочкой водки, не заметили, как пришел рассвет, встало солнце. Закипел самовар. Налили по последней на посошок, и вдруг...раздались трели соловья...Мужчины застыли в восторге, вслушиваясь в переливчатые рулады. Художник показывает, что несмотря на внешнюю крестьянскую грубость, эти мужчины умеют тонко чувствовать, слышать звуки природы...

Объяснение (1891)


Вот молодая пара - она, сидя за роялем, он, облокотившись на него,-объясняются в любви. Чувствуется, что объяснение дается не просто, разговор трудный...

Пастушки (1903)


А это картина из детства. Детство - это всегда беззаботность, радость, игра. Игра есть и здесь: мальчишка постарше, вероятно, пастушок, показывает рогатку, которую смастерил сам. С интересом рассматривают ее двое младших детей, подпасков. Однако, дети на работе, они пасут коров, оттого и не видно на их лицах следов беззаботности и радости, скорее, видна усталость, ведь начинают пасти дети затемно, когда им надо бы еще спать. В то же время краски художник использовал яркие, это краски лета, и картина не вызывает уныния, она полна надежды на будущее.

Посещение бедных


А вот богатая помещица в сопровождении чиновника пришла посетить бедную семью, вероятно, с благотворительной целью. Она рассматривает в лорнет хозяйку дома, а та подобострастно и робко ей улыбается с надеждой на помощь. Скудная, нищенская обстановка комнаты, плохо одетые домочадцы, взрослая девушка у двери с безысходной печалью на лице - все говорит о том, что эта семья действительно нуждается в поддержке. Только вот глядя на холодное выражение лица благотворительницы, вряд ли она будет серьезной. Художник для передачи замысла картины использует гамму мрачных, серо-коричневых тонов.

Свидание. (1883)


Сюжет картины немногословен и прост. К сыну, отданному в город в подмастерья, из деревни пришла мать. Она сидит возле босого оборванного мальчика, жадно набросившегося на принесенный ею калач. Они не смотрят друг на друга, но весь облик женщины, ее сосредоточенно-грустное лицо выдают глубокое горестное чувство, которое она испытывает при встрече с сыном. Только крайняя нужда заставила эту крестьянку разлучиться с ним и отпустить из родного дома. Образ хмурого, забитого, голодного мальчика запоминается надолго. жизнь в неволе, в чужих людях, тоска по дому наложили на него тяжелый отпечаток. Молчаливая сцена проникнута любовью художника к народу. Тон картины мягкий и задушевный благодаря скупым и скромным краскам убогой обстановки и одежды.

В приемной доктора


В этой картине художник показал разные образы, разных людей, которые собрались в приемной врача, чтобы излечиться от недуга. Вот молодая женщина с больной девочкой на руках, с любовью смотрит на своего ребенка. Рядом с нею пожилой мужчина, облокотившись на свои колени, грустно размышляет, вероятно, о своей болезни. В центре картины женщина со страданием на лице рассказывает о зубной боли батюшке, а тот дает совет, как от нее избавиться. Внимательно , от нечего делать, прислушиватся к их разговору молодой юноша, он держит в руках носовой платок, вероятно, у него простуда. С любовью художник описывает обстановку комнаты: комнатные цветы, картину на стене, зеркало. На паркетном полу богатая ковровая дорожка - все говорит о достатке, о том, что врач, видимо, пользуется успехом у больных.