Малявин Ф. А.
Из мастеров бытового жанра Союза русских художников следует выделить прежде всего Ф.А.Малявина. Творчество Малявина очень яркое, самобытное, ни на кого не похожее. Очевидно,что к нему он пришел совершенно самостоятельно. Хотя нельзя и отрицать, что на него повлияло искусство французских импрессионистов, сложившееся в 70 - 80-х годах.
Родился будущий художник в Самарской губернии, в семье государственных крестьян. В 16 лет отправляется в Афонский монастырь, мечтая научиться писать иконы. Пробыл там послушником шесть лет. После попадает в Петербург и его зачисляют вольнослушателем в Академию художеств. Сразу же показал себя блестящим учеником. Учился в мастерской у Репина.
С самого начала его интересовала в основном крестьянская тема, как, впрочем, и многих других художников. Первые портреты своих товарищей, преподавателей еще выполнены в традиционной манере, хотя и отличались изысканностью, легкой небрежностью, широкими мазками живописи.
А в первых крестьянских образах уже проявилась страсть художника к алому цвету, горящему на платке,кофте, фартуке.
Резкий поворот к новому пониманию, к новой интерпретации образа произошел при написании конкурсной картины "Смех". Эта картина, выставленная в 1899 г. без названия, вызвала большой скандал. Совет Академии отверг ее, а звание академика было представлено за написанные ранее портреты. Талант художника был очевиден, однако смущала, даже возмущала дерзость. Благодаря Репину картина была отправлена на Всемирную парижскую выставку в1900 г., где произвела сенсацию. Французские газеты наперебой твердили о силе темперамента молодого художника. Картина была приобретена для Музея современного искусства в Венеции.
В первом десятилетии 20-го века творчество Малявина пошло на спад. После революции возник дефицит красок и Малявин много рисовал, рисунки его отличались большим мастерством и особой изысканностью.
В 1922 году Малявин с семьей выехал за границу, где поначалу имел успех, а потом впал в некую безвкусицу. Умер в 1940 году, не выдержав унизительной немецкой оккупации.
Смех (1898)
Эта картина вызвала скандал в Академии художеств, где картина была выставлена. Со стен Рафаэлевского зала Академии смотрела огромная картина с подчеркнуто ничтожным сюжетом ( смеющиеся бабы на зеленом лугу), к тому же написанная вызывающе яркими красками и небывало широкой кистью.
Вихрь (1906)
Важнейшая работа Малявина. Огромное полотно с изображением пяти пляшущих баб в цветных нарядах было не случайно воспринято современниками как символ времени. Образ движения, свободы, безудержного народного порыва в эти годы облекся в красное.
Этот красный вихрь мог вызвать современные и исторические ассоциации. Сергею Глаголеву увиделся в нем "какой-то отблеск пожаров, "красный петух" и запах крови, залившей русскую народную историю, вопли кликуш, опахиванье деревень, мельканье дрекольев бабьего бунта..." Взгляд в прошлое оборачивался и взглядом в неуклонно надвигающееся будущее, которое захватывало, но и пугало.
Деревенский танец
Качели
Крестьянка в красном платье
Материнство
Портрет А.М.Балашовой
Смеющаяся баба
Сплетня
Женщина в чулках