Матиссс Анри (фовизм)
Французский художник, его считают самым талантливым из фовистов (смотрите статью "Модерн"). Был в свое время видным общественным деятелем, борцом за мир. Сам Матисс говорил: "Я хочу, чтобы усталый, измученный, изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение".
На первый взгляд, его картины, кажется, похожи на набросок, где поверхность покрыта большими плоскостями благородного яркого цвета. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Картины Матисса изображают мирные мгновения: женщины за чтением, музыкальными занятиями или в минуты задумчивости; натюрморты и пейзажи. Он часто повторяет одни и те же мотивы: зеленые решетчатые ставни, отбрасывающие полосатую тень на пол комнаты, узорные металлические ограды балконов, призывно синеющий за окном кусочек моря, зеленые деревья парка, дрожащие в лучах южного солнца пейзажи, кресло, обшитое полосатой тканью, золотые рыбки в прозрачном аквариуме, пышные комнатные растения, ковры и ткани с вызывающе крупным узором, кирпичного цвета обнаженные музыканты или хоровод танцующих на густом сине-зеленом фоне.
Берег (1907)
Картина создает радостное ощущение жизни - синяя река, деревья, отражающиеся в воде, а на другом берегу среди гущи сочной травы двое влюбленных - он и она...
Деревья оливы в цвету (1906)
Картина напоминает работы импрессионистов - мелкими мазками изображены цветущие деревья в саду. Сочетание нежных розовых и темных красок создает впечатление декоративности.
Голубое окно
Картина наполнена таинственной лунной ночью - столик у окна, принадлежащий женщине, о чем говорят украшения на столе; флаконы с духами, цветы...А за окном все заливает голубая луна...
Художник и его модель (1919)
Мастерская художника, в которой сам художник сидит за мольбертом к нам спиной и лица его мы не видим. А перед ним, в центре комнаты, ему позирует обнаженная женщина, его натурщица, модель. она сидит, прислонившись к спинке кресла со скучающим выражением лица - сеанс длится долго и ей наскучило сидеть без движения!
Картина написана мягкими, пастельными красками, легкими, чуть небрежными мазками и линиями, благодаря чему комната выглядит очень уютной, домашней. Здесь хотелось бы просто опить чаю, поболтать с другом...И вполне возможно, когда закончится сеанс, художник со своей моделью действительно будут пить чай ...
Мастерская художника (1911)
Картина, похожая на детский рисунок - яркий красный пол, сиреневые стены, цветастая драпировка, накинутая на ширму, за которой раздевается натурщица, желтый коврик на полу - все это создает ощущение детской радости, когда ребенок берет любой яркий карандаш и с упоением раскрашивает свой рисунок, не задумываясь ни о сочетании цветов. ни о законах живописи.
Красная комната
Художник любил использовать в своих картинах красный цвет. Здесь он изобразил комнату с красными обоями, такая же скатерть на столе, женщина раскладывает в вазы фрукты. За большим окном пейзаж с цветущим садом, цветами. Узоры на стенах и скатерти, красный цвет создают впечатление восточного ковра.
Красные рыбки (1911)
На картине изображена часть мастерской художника, но все внимание зрителя обращено на аквариум. Гармония зелено-розовых тонов интерьера разбивается всплесками горячих красных пятен - это золотые рыбки и их дрожащее отражение. Цвет в картине создает неповторимую обстановку радости и цвета.
Молодые женщины в саду
Матисс часто писал сад, деревья в саду или, как здесь, молодых женщин под сенью деревьев. На переднем плане, на скамье, укрытой ковром, наслаждается отдыхом, запахами листвы лежащая молодая женщина в белом платье. Она о чем-то отрешенно задумалась. В глубине сада за столом еще две женщины, - одна молодая с ребенком в руках, скорее всего, сестра женщины в белом платье и другая, старше, их мать. Картина полна безмятежного покоя, умиротворения.
Морской пейзаж (1905)
Полотно напоминает картины Синьяка - морской пейзаж, написанный мелкими разноцветными мазками, похожими на точки.
Берег моря, обнаженные купальщицы наслаждаются морем, солнцем, общением с друзьями пикником.
Картина написана в нежных сочетаниях розовых, голубых, желтых тонов и создает радостное, ликующее настроение.
Музыка (1910)
Картина лаконична по содержанию, но полна глубокого смысла. Группа любителей музыки самозабвенно наслаждаются музыкой. Двое исполняют, а трое слушают сладостные звуки скрипки и свирели. И ничто не отвлекает зрителя от самого сюжета - ни одежда мальчиков, ни дополнительные атрибуты в виде пейзажа или интерьера - только сама музыка! И краски - яркие, звучные, локальные - красная, синяя, зеленая. Картина похожа на детский рисунок - такой же радостный, позитивный.
Натюрморт с букетом
На квадратной салфетке круглый поднос, на котором ваза с цветами - тюльпанами, ромашками. Сочетание ярких, сочных мазков желтого, красного, синего цветов делает натюрморт радостным.
Натюрморт с апельсинами
Здесь художник отклонился от своей обычной манеры живописи и больше склоняется к натурному изображению. Натюрморт представляет собой стол, на котором стоят бутылки из темного стекла, блестящий кувшин с молоком, кружка и яркие оранжевые апельсины в вазе.
Все предметы написаны в классической манере, осязаемо, реально.
Натюрморт с голубой скатертью (1906)
Этот натюрморт уже совсем другой - на голубой. расписанной синими узорами, скатерти расположены глиняный кувшин, зеленого стекла графин и желто-красные яблоки.
Художник намеренно небрежно пишет предметы, отчего картинка создает радостное настроение.
Натюрморт с посудой
И снова натюрморт написан в духе неоимпрессиониста Синьяка. На столе, покрытой пестрой скатертью, расположилась разная посуда , небрежно брошено полотенце. Все изображение написано мелкими мазками, а радостное. праздничное настроение создает гармоническое сочетание красных, желтых. зеленых, синих и фиолетовых оттенков.
Одалиска в красных шальварах (1917)
В центре картины - молодая женщина в белой блузе и ярких красных шальварах лениво расположилась на ярком полосатом матрасе в комнате гарема. Закинув одну руку за голову, она о чем-то мечтает, ожидая своего господина. Ее комната с яркими цветастыми обоями похожа на разноцветную шкатулку, в которой есть все для беззаботной жизни, для радости. Комната украшена букетами цветов, на столе лежат фрукты, вино в медном кувшине.
Но почему-то выражение лица молодой одалиски не выражает счастья, возможно, она мечтает совсем о другой жизни - о простой, с любящим мужем, детьми, где она была бы одной хозяйкой? Но и большой печали на ее лице тоже не видно - скорее всего, она давно смирилась со своей судьбой и мечтает от безделья?
Семейный портрет
Здесь художник изобразил свою семью в спокойной домашней обстановке - на диване за любимым рукоделием вышиванием сидит жена Амели. С книгой в руке стоит дочь Маргет, как бы в раздумье от прочитанного остановившись на полпути. В центре комнаты, за шахматной доской, сыновья Пьер и Жан.
Художник совсем не стремится в картине передать сходство с натурой, раскрыть характер натуры. главный замысел в другом - сцена игры в шахматы, сосредоточенность занятой рукоделием Амели, размышляющая Маргет.
Верный своему принципу, что искусство должно доставлять радость, он создает на полотне нарядную обстановку, радующую взгляд зрителя - Обои в цветочек, диваны с цветастой обивкой, белый камин, разноцветный восточный ковер. Чередование белых и черных квадратов на шахматной доске сразу привлекает внимание к центру картины, туда же обращено и внимание зрителей.
Сладкий сон
Крупным планом выступает лицо безмятежно спящей молодой женщины. Уютно устроившись на белой подушке, укрывшись пестрым одеялом, она сладко спит, чуть приоткрыв рот. Возможно, ей снится какой-то хороший, добрый сон. Темные волосы обрамляют красивое лицо в виде рамы на фоне подушки.
Художник отступает от традиционного сочетания ярких цветов. Желтые обои с неброским рисунком, голубая вышивка на белой ночной рубашке, цветочки на одеяле создают мягкое, нежное сочетание.
Танец (1910)
Пять женских тел танцуют в хороводе. Никаких деталей, только сцепленные руки и плавные изгибы женских тел, только танец. Картина передает живую динамику движений, самозабвенность танцовщиц, отдающихся волшебству музыки и танца.
Художник не изображает лиц, фигуры женщин не идеальны, - все для того, чтобы зритель не отвлекался на мелочи, а видел только его величество - Танец!
Здесь главное - даже не цвета, а чувство!
Тюльпаны и устрицы на черном фоне (1943)
На фоне черного плиточного пола стол под красной скатертью. На нем блюдо с устрицами, бутылка. желтые лимоны, чашка с голубым узором, а в центре - белая ваза с большим букетом красных и белых тюльпанов. И это яркое сочетание красного, белого, желтого и черного дает такое ликующее, праздничное настроение!