Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942)

Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942)

Нестеров М. В.

Выходец из провинциальной купеческой среды, он закончил Московское училище живописи. С 1889 года учавствовал в выставках передвижников. Однако, после 1886 года в его творчестве произошол резкий перелом, связанный со смертью его любимой жены. Эта смерть наложила отпечаток не только на его творчество, но и на саму жизнь, на свои взгляды. В своих произведениях художник чаще стал погружаться в природу, он стал ближе к Богу, к душевному покою. Нестеров посвятил целый цикл картин, посвященных преподобному Сергию Радонежскому, жизни и делами которого восхищался.

Нестеров поэтизирует русскую природу и русскую старину, стремится найти нравственный идеал в людях прошлого, искренне и глубого верующих. Нестеров воплотил в своем творчестве феномен, который можно назвать "национальным романтизмом". В его картинах сливаются человек и природа, а в русском искусстве появляются такие понятия, как "нестеровский человек" и "нестеровская природа". И действительно, если мы посмотрим на картины этого художника, то увидим, как легко их отличить от пейзажей других живописцев.

Пейзаж Нестерова - это пейзаж среднерусский, скорее северный. Тонкие белоствольные березы, пушистые ветки вербы, кисти рябины, горящие на приглушенном фоне, почти незаметные осенние и первые весенние цветы. Недвижные воды, в которых отражаются замершие леса. Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой... Обычно на картинах Нестерова - весна или осень, реже - зима или лето. И никогда не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под покровами ветра деревья. Все тихо, благолепно, все проникнуто тютчевским ощущением того, что "сквозит и тайно светит" в красоте русской природы. И люди - юноши и старцы-отшельники, покорные своей судьбе, - как природа, в созерцание которой они погружены. И печальные девушки, тоскующие женщины с подавленными страстями, тлеющими за видимой покорностью и безропотностью. Лишь очень редко появляется на картинах Нестерова тех лет человек в расцвете мужественной силы - обычно на втором плане, в качестве второстепенного персонажа.

Деревья Нестерова хрупки до болезненности. Голубизна неба безмятежно чиста, нежна, прозрачна. Лишь изредка, как бы случайно, на фоне осеннего неба возникают темные силуэты елей. Во всех этих картинах есть еще некий своеобразный романтизированный историзм. Главки русских деревянных церквей на фоне неба, скит или просто сарай, такой, какие испокон веков строят на Руси.


Благовест




Пустынник (1889)


Первая крупная работа живописца. Картина изображает отшельника, неторопливо бредущего по тропке пустынного берега реки. Умиротворенному настроению старца словно бы вторит тишина вечерней, отходящей ко сну осенней природы. Полотно отличается удивительной гармонией колорита. Желтизна седых волос и выгоревшей накидки отшельника перекликается с красками побуревшей травы; серо-голубой тон реки - с темно-синей хвоей елей, выделяющихся на фоне остальной увядающей растительности, наконец, с голубизной подрясника пустынника.

За приворотным зельем (1888)


"Опера-картина", как назвал ее сам автор, изобразив сцену, наивно придуманную в духе салонно-исторических русских повестей и романов второй половины 19-го века.

Благословление отрока Варфоломея




Царевич Дмитрий (1924)




Девушка у пруда




Два лада (1905)




Две сестры (1915)




Философы (С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский) 1917




Кончина благоверного князя Александра




Лисица (1914)




На горах




Осенний пейзаж (1906)




Осенний пейзаж с женщиной (1934)




Портрет академика Павлова




Послушницы на берегу реки (1920-е)




Путники. За Волгой




Сказание о невидимом граде Китеже




Соловки (1917)




Святая Русь (1914)




У озера (1921)




Великий постриг




Видение отроку Варфоломею (1889)




За Волгой. Пастушок. (1922)




За Волгой (1905)