Образы Богородицы в древнерусской иконописи

Образы Богородицы в древнерусской иконописи

Икона "Призри на смирение"

Рядом с образами Спаса стоят образы Божьей Матери, Богородицы — Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель, — образы его земной Матери. Следуя преданию, Богородицу называют "начатком спасения" в прославляющих ее церковных песнопениях. У христиан тверда вера, что став Владычицей мира, стала Богородица неизменной заступницей людей: извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту , ее сердце «пронзенное» великими мукам Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания.

При написании икон Богородицы иконописцы всегда следовали твердым требованиям: на фоне, часто золотом (знак вечного света), в центре, располагается поясное изображение Богородицы с младенцем на руках, нежно прижавшемся к ее щеке. Мария изображается закутанной в темно-вишневый плащ («мафорий»), одежду палестинских женщин. Лицо Богоматери красиво и одухотворенно, а также полно неизбывной печали, печали Матери, у которой сердце, пронзенное страданием за будущее Сына. Иконы Богородицы называются по-разному: «Богородица Владимирская», «Донская», «Умиление», «Одигитрия», «Знамение», «Оранта» и многие другие.


Великая Панагия


Богородица Великая Панагия (греч. παναγία — всесвятая) - это одна из древнейших и знаменитейших русских икон. Здесь богородица предстает подлинной Владычицей мира. Ее лик наполнен блистающим светом, непостижим в своей красоте и величав. Величава и ее стройная фигура, складками ложатся вокруг нее пронизанные густым золотым свечением багряно-алый плащ и исчерна-зеленая туника.Торжественно подняты в молении ее руки. Широко распахнутые, они как бы осеняют весь окружающий мир. Жарко сияет на ее груди золотой диск, и в нем, окруженный этим светом вечности, воплотившимся великим Богом является изображенный младенец Иисус Христос. Вторя движению рук Богородицы, обеими широко распахнутыми руками благословляет младенец тот мир, которым осеняет она. Венчая икону, в верхних ее углах помещены изображения архангелов Михаила и Гавриила. Их радостные лики обращены ввысь, постигая высокий смысл заступничества Богородицы.

Владимирская икона Божией Матери


Богоматерь Владимирская - одна из самых знаменитых икон, привезена в начале XII века из Византии. Имя свое получила от г. Владимира, где икона обрела свою славу благодаря Андрею Боголюбскому.

В центре иконы — поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, нежно прижавшемся к ее щеке. Мария изображена закутанной в темно-вишневый плащ. Ее смуглое лицо с тонкими чертами соответствует описанию черт Богородицы в Евангелии: «лик был смуглый и овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот алый, глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостью источены». Но эти тонкие, благородные черты под кистью художника обретают какую — то невиданную, одухотворенную красоту. Лик Богоматери исполнен бездонной, высокой и чистой печали. Взгляд мудрый и скорбный, взгляд Матери, у которой сердце, пронзенное будущим великим сыновним страданием, навек отозвалось всем горестям и бедам людским. Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей материнской скорбью за него, она несет к нему же свою печаль, свое извечное заступничество за людей. В лике младенца Сына, в его взгляде, обращенном к матери, слились детская мягкость и глубокая взрослая мудрость.

Богоматерь Владимирская прошла вместе с русским народом почти тысячелетний путь: у нее просили жители Москвы защиты от супостата Тамерлана 1395 году, на нее молились, когда Наполеон вошел в Москву, ее глаза горестно взирали, когда русские сыны шли на защиту родного Отечества.



Фрагмент иконы Богородицы Владимирская




Богородица Тихвинская




Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия-Смоленская»