Пукирев В. В.
Живописец-жанрист, крестьянин по происхождению. По случайности попал в Московское училище ваяния и зодчества. Выказал там блестящие способности. Послал свои работы на конкурс в академию и получил за них звание академика. Также на академическую выставку была представлена картина "Неравный брак" и Пукирев получил за нее звание прфессора.
Неравный брак (1862)
В картине действительное событие - история несчастной любви С.М. Варенцова, друга художника. За год до создания картины состоялось обручение пожилого богатого фабриканта с молоденькой девушкой из бедной семьи, некоей С.Н. Рыбниковой, возлюбленной Варенцова. Девушке пришлось выйти замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, а на долю Варенцова выпала роль шафера на этой свадьбе. Картину приобрел П.М.Третьяков, где она произвела фурор, но восклики по поводу картины были совсем не однозначны.
Пукирев противопоставляет здесь богатство и бедность, сухую чванливую бездушность, цинизм и беззащитную невинность. Резко показан образ отвратительного богатого старика, польстившегося на юное существо. Образ невесты написан с девушки, действительно вышедшей замуж за старика. За спиной невесты со скорбным лицом стоит возлюбленный невесты, образ которого художник написал с себя.
Посмотрите на заплаканное лицо девушки, на покрасневшие от слез глаза. Вся ее фигура, весь ее облик выражает отчаяние и отрешенность. Она уже все хорошее для себя зачеркнула в своем сердце, ни на что больше не надеясь. В противоположность невесте напыщенно выступает фигура жениха, взгляд надменный и самодовольный. Он принимает эту противоестественную свадьбу как должное. И лицемерна в данной ситуации фигура попа, склонившегося к невесте.
С любовью и нежностью художник написал образ девушки светлыми, мягкими красками на фоне темных фигур окружающих ее мужчин.
Дьячок, объясняющий картину Страшного Суда.
Прием приданого в купеческой семье по росписи (1870)
Сбор недоимок (1870)