Рерих Николай Константинович ( 1874 - 1947 )

Рерих Николай Константинович ( 1874 - 1947 )

Н. К. Рерих

Н.К.Рерих - художник-ученый, художник-литератор, художник-философ. Его творчество - явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии.

По воспоминаниям ныне живущего в Индии сына Рериха, тоже художника Святослава Николаевича Рериха, об отце - это был человек "с ясным и задумчивым лицом. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться совершенно темными. У неговсегда был спокойный голос, он никогда не повышал его, и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основой его характера. Это было спокойствие незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Он никогда не спешил, но все же его продуктивность была изумительной. Он писал крупным и ясным почерком, никогда не исправляя и не меняя своих предложений и слов, и менее всего мыслей. При всех обстоятельствах, в наиболее трудных положениях он оставался спокойным и выдержанным и никогда не колебался в своих решениях."

Художественное наследие Рериха огромно. Картины, эскизы декораций, рисунки Рериха хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира.

Родился Н.К.Рерих в Петербурге. Отец мечтал, чтобы сын стал юристом, как и он сам, но рано проявившееся призвание к искуссству, к живописи привело в стены Петербургской Академии художеств. В Академии Рерих посещал мастерскую Куинджи и от него усвоил чувство декоративности цвета, чем он и отличался от других художников. Куинджи утверждал, что нельзя, конечно, отказываться от натуры в живописи, но настаивал, что картины надо писать по памяти, вынашивая в себе образ будущего произведения. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Именно так впоследствии и писал картины Рерих, называя их "сочинениями".

С детства Рерих интересовался седой стариной, с упоением слушал рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, на всю жизнь полюбил пейзажи сурового русского Севера - все это наложило яркий отпечаток на его творчество и он пишет целую "Славянскую серию" картин.

В конце 19-го века он вступает в общество "Мир искусства", в 1910 году становится его председателем.

В начале своего творческого пути художник писал масляными красками, но позже окончательно и бесповоротно отошел от масляной живописи к темпере. По его словам раньше картины получались "толсто-претолсто...". А познакомившись в Италии с живописью Джованни Сегантини, написанной мастихином, понял, что мазки можно срезать. Темпера привлекла художника воздушностью и звучностью тонов.

До 1914 года Рерих много ездит по России, по Европе, много раз был в Париже. Пишет декорации к спектаклям, что было ему очень интересно. Тяготел он и к монументальной живописи - интересовался храмовыми росписями, сам выполнил фрески и мозаики для недавно построенного в Талашкине храма Святого Духа.

В начале 1919 года Рерих с семьей выехал в Лондон, а в 1920 году в США. И везде продолжает писать, устраивает выставки. И везде, где бы он не жил, интересовался прошлым, глубокой древностью, и все его картины были с этим связаны.

В 1923 году Рерих едет в Индию, путешествует по стране. Индия его поразила и покорила. Он делает большое количество этюдов в буддийских монастырях, в индийских храмах. Учавствовал в экспедициях по Гималаям, по Алтаю. Написал "Гималайскую серию".

Рериха интересовала и космическая тема. Огромное количество картин изображают горы - в разное время года, дня. Его самого величали "Мастером Гор" (Барнет Д.Конлан).

В 1947 году Рериха не стало. Семья так и осталась в Индии. Прах его был развеян.

В древней долине Кулу, родине эпических сказаний индийского народа стоит камень с надписью на санскрите "Тело Махариши Николая рериха, великого друга Индии, Было предано сожжению на сем месте 30 магхар 2004года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ".


Александр Невский поражает ярла Биргера


В 1240 году на Русь двинулись по морю к Неве шведы, а по суше на Псков шли немцы. Александр, князь Новгородский, действовал быстро и решительно: не дав соединиться шведским и немецким рыцарям, он выступил с малой дружиной в район Невы. "Не в силах Бог, а в Правде", - ободрял он свою дружину. Битва состоялась в день памяти Владимира, крестителя Руси, 15 июля 1240 г. Князь Александр пробился к центру лагеря и сразился с ярлом Биргером, военначальником шведов и "возложил печать на лицо острым копием", как говорит Житие Александра Невского. Потеряв многих воинов, враги бежали по Неве в море. За эту победу Новгородского князя Александра прозвали Невским.

Пророк (1945)




Ангел последний (1912)


В картине с особой силой прозвучала тема возмездия. Над объятой пламенем землей, в багряных облаках - апокалипсический ангел, воздающий по заслугам за все содеянное зло, а на далеком горизонте - сверкающие зарницы как бы оповещают о новой жизни на очищенной от скверны планете.

Борис и Глеб


В Житии Александра Невского описано его сновидение накануне битвы Александра со шведами в 1240 году. По реке Неве в ладье спешат на помощь русским воинам святые Борис и Глеб.

Бой


Полотно изображает бесстрашных скандинавских викингов. Они сближаются на ладьях, и завязывается бой. По зловещему медно-багряному небу плывут тяжелые рваные облака, такие же грозные, как и неприступные прибрежные скалы. Пенятся холодные волны. Кровавыми отсветами залиты щиты воинов и надутые ветром паруса. Главное в картине - не исход боя, а его неистовая стихия, роковая неотвратимость, вовлекающая в водоворот сражения людей, корабли, природу.

Зарево


Все небо объято багряным заревом пожарищ. У средневекового замка, перед поверженным львом, стилизованным под бельгийский герб, застыла фигура воина. Его меч и щит упираются в землю. Они бесполезны пред огненной стихией. Остается лишь смерть на посту чести

Гонец. Восстал род на род (1897)


Рерих задумывает живописный цикл под названием "Начало Руси.Славяне", в котором задается целью показать гармоническое слияние древнего человека с природой. Тему для картины "Гонец. Восстал род на род" художник нашел в "Повести временных лет" - первой русской летописи, составленной в XII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

...Рог золотого месяца появился из-за густого леса и осветил мрак ночи, вырвав из темноты высокий холм, похожий на муравейник, глухие жилища на нем, обнесенные высоким частоколом, тихую гладь реки и лодку с сидящим в ней стариком и стоящим гребцом...Состояние, полное тревоги, вызывает возникшее видение.
Вспыхнула междоусобная война, и гонец вместе с гребцом пробирается ночью по реке, чтобы поскорее предупредить соседей или, может быть, просить у них помощи. Много лет гонцу, и многое он видел на своем веку. Поэтому и снарядили его в опасный путь. Озабочен гонец. Надо найти такие слова, чтобы поверили и отозвались.
Удастся ли ему приостановить родовую вражду или она разгорится еще сильнее? Согнулись старческие плечи под тяжестью дум, но нет в гонце признаков страха или уныния.



Город обреченный


Жуткое впечатление производит эта картина. Громадный красный змий обвил кольцом городские стены, закрыл наглухо все выходы и вот-вот сомнет в своих смертоносных объятиях каменные твердыни.

Обреченный, в западях у змия, стоял обложенный город.

А еще долго никто ничего не знает и не чует беды -

люди пили и ели,

женились и выходили замуж.

И когда пришел час, забили в набат, -

а уже никуда не уйти!

(А.Ремизов)



Город строят (1902)


Эта картина своей новизной, декоративностью и импрессионистичностьювызвала противоположные мнения критиков, но была высоко оценена художником В.А.Серовым и рекомендована им для приобретения Третьяковской галерее. ...На высоком берегу широкой полноводной реки воздвигаются прочные стены и башни из крепких бревен и досок. Солнце клонится к закату, окрашивая теплым коричневыи цветом деревянные срубы. Длинные густые тени ложатся на землю. Бодрым ветром тянет с реки, и споро идет работа у людей в белых льняных рубахах. Сам князь наблюдает за стройкой...Может быть, то Ярослав Мудрый, что "начал ставить города по Роси"?

Жемчуг исканий


Картиной "Жемчуг исканий" открывается новая страница творчества Рериха, связанная с Индией. На картине изображены гуру (учитель) и ученик. Они склонились над ожерельем в поисках той единственной жемчужины, без которой впустую был бы прожит нынешний день. Ожерелье и в восточной и в западной символике олицетворяет вечность. Поискам не суждено никогда кончиться. Ибо только познающий достоин быть учителем, и только ищущий не для себя одного умеет отыскать истину. Учитель и ученик изображены на фоне ослепительных Гималайских гор, покрытых вечными снегами.

Клад захороненный (1947)


Картина написана на мотив скандинавской мифологии. Захороненный клад - это скрытая правда жизни. Злая колдунья закрыла все подступы к ней. Но звучит приказ готовиться к битве. Священные огни укажут, куда идти в поиск за кладом. Люди ждут знака. Получив его, они выступают в путь и встречают великанов (в скандинавской мифологии - демоны). Великаны повержены, и победители клада торжествуют.

Небесный бой


Всхолмленная долина с озерами и свайными постройками занимает не более пятой части картины. Остальное - клубящиеся облака, то пронизанные золотистым солнечным светом, то переходящие в синь грозовых туч. Борьба света и тьмы. В этой картине художник заостряет внимание на могущественных силах природы. Свайный поселок, как бы притихший в ожидании исхода схватки стихий, - свободно может быть убрана или заменена чем-либо иным, это не изменит основного замысла произведения.

Поморяне (1906)


В изображении пейзажа с древними строениями, а также бытовых сцен из жизни западных славян художник придерживается истории. Но, по-существу, исторический мотив служит лишь канвой, по которой складывается художественно-обобщенный образ гармоничной, счастливой жизни. Перед нами умиротворяющая природа, нарядно одетые люди, нежные, зеленовато-голубоватые тона, в которых решена картина, - все это гораздо больше похоже на мечту о светлом будущем, чем на тревожную, полную лишений жизнь минувших веков.

Ростов Великий (1903)


"Ростов Великий" Часть могучего ансамбля Ростовского кремля. Стены, башни, церкви прочно вросли в землю и слились воедино с ней, деревьями и небом. Живая игра света и цвета на архитектуре - словно отражение знаменитых колокольных звонов...

Заморские гости (1901)


Сам художник в 1899 году в статье"По пути из варяг в греки" так поэтически написал об этой картине:" Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется пологий берег...Новая струя пробивается по стоячей воде...подымет роды славянские - увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строй боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. У рулевого весла...сам конунг...стоит".

Художник воспроизвел сцену далекого исторического прошлого Руси - ладьи, движущиеся в сопровождении белокрылых чаек великим водным путем "из варяг в греки". Нарядность судов заставляет невольно вспоминать строфы из былинного цикла об Илье Муромце:

Хорошо Сокол - корабль изукрашен был,

Нос, корма - по-звериному,

А бока зведены - по-змеиному..."

Художник использует прием стилизации, благодаря чему картина напоминает росписи древнерусского декоративно-прикладного искусства. Красочные сочетания белого оперения морских птиц, синей воды, желтой парусины, коричневых бортов ладьи, зеленых берегов возрождают в памяти узорчатость прихотливо украшенных саней, затейливой росписи прялок.



Агни Йога




Александр Невский




Бой со змеем




Брахмапутра




Чудо дивное (на подвиг) 1937




Домик Сольвейг (1912)




Гималаи




Голубиная книга




И мы увидим (И мы узрим) 1922




Иноземные гости (1901)




Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь (1900)




Кришна (Весна в Кулу)




Моисей-водитель (1925)




Мы трудимся (И труждаемся) 1922




Нагарджуна - победитель Змея Бестиарий




Обитель Гэсэр-хана (1947)




Песнь о Шамбале




Пречистый град - врагам озлобление (1912)




Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится (1914)




Русская Пасха




Сергиева пустынь (1933)




Сергий - строитель




Славяне на Днепре (1905)




Соловецкий монастырь (1923)




Святые гости (1923)




Весть Тирону (1940)




Воскресенский монастырь в Угличе (1904)




Звенигород (1933)