Т. Жерико. Скачки в Эпсоме.
Классицизм со своими строгими предписаниями и холодным расчетом стал вызывать сопротивление тех художников, которые хотели выразить в искусстве прежде всего свои чувства, переживания и настроения, дать волю своему воображению. В противоположность классицизму, грезившему античностью, эти художники обратили свои взоры к средневековью, к далеким экзотическим странам, и особенно к Востоку.
Благодаря этому романтическому, т.е. мечтательному, поэтическому складу чувств в живописи первой половины 19-го века сложилось направление романтизм. Вновь расцвела полузабытая пейзажная живопись, бурный подъем переживала историческая живопись, многие художники вдохновлялись литературными сюжетами, в частности, из романтических сочинений.
Т. Жерико. Раненый кирасир.
Зародился романтизм во Франции, вследствие разочарования демократических кругов итогами французской буржуазной революции. Вместо обещанных свободы, равенства и братства буржуазная революция привела Францию к империи Наполеона.
Девятый вал. Айвазовский.
Романтизм предполагал в искусстве изображать переживания, сильную личность, отвергающую обывательское существование, жаждующую высшего напряжения творческих сил. Если в классицизме человек изображался как мыслящая личность, определяющая свое поведение с позиций разума, то представители романтизма стали показывать эмоциональное отношение человека к внешнему миру. Они внесли много нового в изобразительное искусство. Классицисты ы первую очередь передавали скульптурную четкость форм, а романтисты придавали исключительно важное значение эффектам освещения, образующим контрасты света и тени, а также сильному звучанию насыщенных красок - все это призвано выразить порывы души, переживания человека.
"Марсельеза" Ск. Рюд. Рельеф на площади де Голля. Париж.
Следует отметить, что романтизм проявил себя прежде всего в живописи и скульптуре.