Накануне 1917 года, по мере приближения к революционному перевороту в России заявляли о себе различного рода художественные течения, число которых все возрастало. Так, в 1907 году сложилось общество "Голубая роза". Наименование было связано с образом цветка - символа из произведения немецкого романтика Новалиса, в котором цветок этот всю жизнь ищет герой романа - рыцарь, потому что своим ароматом цветок заставлял забывать о будничной, прозаической действительности. Такое название уже само по себе показывает близость новой группировки к программе "Мира искусства". Но в отличие от "мирискусников", которые обращались к высокому искусству, художники "Голубой розы" тяготели к примитивному искусству. Другой характерной чертой служили поиски метафорического цвета для передачи переносного смысла картины. В группировку "Голубая роза" входили такие художники, как С.Ю.Судейкин, В.Д. и Н.Д. Милиоти, П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян и другие.
Следует особо подчеркнуть декоративность произведений П.В.Кузнецова и творчество М.С.Сарьяна. Этому художнику оказалась близкой тема Востока. В турецких и египетских циклах Сарьян сумел передать экзотичность природы и быта восточных стран.
В 1910 году возникла группировка "Бубновый валет", в которую вошли П.П.Кончаловский, И.И.Машков, А.В.Лентулов, А.В.Куприн и многие другие. Название организации было взято из жаргона. Оно обозначало каторжника - уголовника, которому нашивали сзади на одежду кусок кумачовой материи в форме бубнового туза, чтобы в случае побега погоня могла бы не выпускать из поля зрения беглеца. Этим названием художники хотели сразу же выразить свою оппозицию по отношению к обществу.
В своем творчестве художники этой группировки опирались на принципы кубизма, возникшего во Франции в 1908 году. Кубисты в своих произведениях подчеркивали в пейзажах и натюрмортах геометрическую форму - куб, пирамиду, шар. Правда, художники "Бубнового валета" все же несколько смягчали угловатость форм.
В 1912 году из состава "Бубнового валета" выделилась группа художников, сплотившихся вокруг М.Ф.Ларионова и Н.С.Гончаровой. Выставки групп с неожиданными названиями "Ослиный хвост", "Трамвай "В", "0,10" - представляли искусство, якобы способное своей наивной чистотой противостоять конфликтности века. Ларионов, Гончарова и их последователи призывали учиться у произведений, не отягощенных сложными мировоззренческими установками и профессиональным опытом (имея в виду эпоху раннего средневековья, народный лубок, детский рисунок). Поиски этих живописцев сливались с зарождавшимся на западе дадаизмом (от названия французской игрушки "дада") Впоследствии Кузнецов, Кончаловский и Машков вышли из группировок "Голубая роза" и "Бубновый валет" и работали в жанре пейзажа и натюрморта.