В 1832 году в Петербург привезли две египетские статуи сфинксов и в 1834 году установили на набережной Невы перед зданием Академии Художеств. Сфинксам уже более трех с половиной тысячи лет. Они созданы из розового гранита во времена правления фараона восемнадцатой династии - Аменхотепа III ( 1455 -1419 г.г. до н. э. ). Сфинксам придали черты фараона Аменхотепа и украшали они вместе с другими сфинксами дорогу от Нила к погребальному храму фараона.
Царь Аменхотп III в облике сфинкса изображен как одно из воплощений солнечного божества: на плечах — широкое ожерелье [qtip:ускх|большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце], на голове-парадный платок клафт (царский головной убор в Древнем Египте, один из символов власти египетских фараонов. Представлял собой сделанный из ткани платок, обычно полосатый (на большинстве изображений синий с золотом), сплетённый в узел сзади и с двумя длинными боковыми фалдами, вырезанными полукругом и спускающимися на плечи).
Головные уборы сфинксов двухъярусные тиары - свидетельствовали о том, что Аменхотеп III был правителем двух царств Верхнего и Нижнего Египта. Прошли тысячелетия.
Время и вандалы не пощадили памятники: храм разрушен, а статуи засыпаны песком. Во время археологических раскопок в 1828 году изваяния извлекли из-под заносов. Во время разлива Нила сфинксы были доставлены в Александрию, где их приобрел для России за 40 тысяч рублей молодой офицер, участник русско — турецкой войны А. Н. Муравьев. На парусном корабле » Буэна сперанца» ("Добрая надежда" ) сфинксы отправились в путешествие, длившееся целый год. При погрузке один из сфинксов порвал тросы и упал, разбив мачту и палубу корабля. На лице сфинкса остался шрам от лопнувшего каната.
Сфинксы установили на набережной на пьедесталах, а через несколько лет у них появилась надпись: "Сфинкс из древних Фив, в Египте, перевезен в град святого Петра в 1832 году".
Как два серпа, подъемля две тиары, друг другу в очи - девы иль цари - глядите вы, улыбчивы и яры. ( В. Иванов. "Сфинксы над Невой" ).
К сожалению, за последние столетия сфинксы еще больше разрушились: у них отбиты подбородки и бороды, на поверхности камня появилась черная пленка и подтеки. Скульптуры требовали срочной реставрации. И в начале третьего тысячелетия была проведена скрупулезная , тщательная работа по реставрации древних изваяний. И вот постепенно к ним возвращалась их истинная красота, изящество пластической формы. Из-под слоев грязи проступали очертания иероглифов, расположенных на груди и между передними лапами сфинксов. Ниспадающие платки становились полосатыми, полировкой обработаны и ожерелья на груди. По мере продолжения реставрации сфинксы, утрачивая свою наносную угрюмость, молодели на глазах, на каменных губах проступила улыбка.