Синьяк Поль (неоимпрессионизм)
Поль Синьяк - художник и автор книг об искусстве, яхтсмен и сноб-интеллектуал, - был одним из интереснейших людей своего времени. Художник много путешествовал на своих яхтах по Сене и вдоль побережья Франции, набирался впечатлений. Молодость его пришлась на последнюю четверть 19-го века - во Франции художественная жизнь тогда была ознаменована успехами импрессионизма, зарождением символизма и признаками складывающегося декоративного стиля "модерн". Он был вторым после Жоржа Сёра крупнейшим представителем неоимпрессионизма.
Синьяк родился в Париже в семье торговца. Его творческое становление происходило под влиянием Клода Моне, когда он стал писать свои первые пейзажи и марины (морские пейзажи).
Его дебют на арене художественной жизни произошел в 1884 году на выставке "Группы независимых", в которой участвовал. Там он познакомился с Жоржем Сёра. Художники быстро подружились, и эта дружба продолжалась всю жизнь. Сёра был несколькими годами старше Синьяка и к моменту их встречи уже сложившимся художником. Он уже выработал свой особый точечный мазок, который называли пуантилистическим (от французского слова "пуант" - точка).
Синьяк увлекся идеями Сёра и под его влиянием также стал писать мелким пуантилистическим мазком. К новому направлению, которое было названо неоимпрессионизмом, всмкоре примкнули и другие художники, и среди них временно изменивший своей манере импрессионист Камиль Писсарро, а также Анри Кросс, Максимилиан Люс и другие.
Как художник Синьяк резко отличался по темпераменту от вдумчивого рационального Жоржа Сёра. Его талант - более эмоциональный, более чуткий к впечатлениям от окружающего мира.
Строгая система пуантилизма, которую он применял, подражая Сёра, сковывала Синьяка. Он не обладал ученостью Сёра, и его рисунки не были столь рафинированы и изысканы. Бытовые композиции по заданным схемам кажутся надуманными. В большей степени ему удаются пейзажи.
Уже в ранних работах Синьяка раскрывается его склонность к декоративным эффектам цветового пятна и контура. В отличие от безлюдных пейзажей Сёра, у Синьяка часто изображаются фигурки людей.
По-настоящему талант Синьяка раскрылся на морскои побережье, средиземноморской Ривьере. Постепенно красочная точка вырастает в его картинах до размеров крупного пятна. Синьяк увлекается византийскими мозаиками, и сами его картины становятся мозаиками из интенсивных пятен разного цвета.
Рисунки Синьяка - быстрые зарисовки увиденного пейзажа. Они точны в деталях и в то же время свободны, обобщенны. Линия в них то напряженная и гибкая, то легкая и кудрявая. Что бы ни было изображено - великолепный берег или рыбацкие лодки, гавань с маяком или склон холма, - каждый набросок и прост, и изыскан, в каждом чувствуется рука мастера.
В своих акварелях Синьяк изображал море с кораблями, в чем ему помогал опыт морехода. В этих акварелях художник отражал впечатления от путешествий. По сравнению с праздничной нарядностью акварельной живописи, масляная живопись Синьяка кажется порой чересчур перегруженной наслоениями цветовых пятен. В ней подчеркнуты линии, контуры, часто декоративно стилизованные. Своеобразные полукруглые кроны средиземноморских пиний превращаются у Синьяка в упругие зонтики насыщенных зелено-изумрудных оттенков, их стволы изгибаются и переплетаются, как деревья на японских эстампах.
В позднем творчестве Синьяк пишет в реалистическом ключе виды многих городов - Венеции, Генуи, Константинополя, виды портов Франции.
Друг Синьяка Жорж Сёра умер рано, 32 лет и его искусство еще не было признано. Сохранить память о друге, указать место, которое неоимпрессионизм занимает в истории искусства 19 века, раскрыть значение главных произведений Сёра стало задачей Поля Синьяка.
Ему суждено было прожить долгую жизнь. В молодости он увлекался идеями анархизма. Впоследствии обретает твердые демократические и пацифистские убеждения, характерные для передовой интеллигенции Франции. В последние годы своей жизни Синьяк - антифашист, он с интересом следит за художественной жизнью в СССР, переписывается с советскими художниками.
Антиб, Розовое яблако (1916)
Берег (1886)
Большой канал. Венеция (1905)
Буксир у Нового моста.Париж (1923), акварель
Бульвар Клиши (1886)
Дома в порту Сен-Тропе
Мельница (1889)
Мыс Ломбард (1889)
На Сене (1889)
На террасе (1898)
Натюрморт с книгой
Одет в Кемпере (1929)
Осень
Старый порт в Марселе
Порт в Марселе (1923), акварель
Маркет в Вероне
Сен-Тропе. Восточный ветер, акварель
Средиземноморское побережье
В порту (1923)
Велодром (1889)
Венеция, розовые облака (1909)
Вид Монтобана под дождем, акварель (1922)
Залив в Сен-Тропе
Железная дорога в Буа-Коломбе (1886)
Золотой Рог.Минареты. (1907)