Сёра Жорж
Жорж Сёра - основоположник и главный представитель течения неоимпрессионизм - недолгого продолжения и логического завершения импрессионизма. Он родился в 1859 году в Париже. Он с упорством овладевал мастерством живописи и рисунка, посещал Школу изящных искусств, копировал произведения Энгра и античную скульптуру. Большое влияние на его становление оказало творчество Рембрандта и Франсиско Гойя. Много времени он отдавал изучению научных книг, посвященных разработке теории цвета. Свой живописный метод Сёра хотел поставить на научную основу. Он выработал особый систематизированный точечный мазок, который называли пуантилистическим (от французского слова "пуант" - точка).
Первые картины его были выставлены на официальнои салоне в 1883 году на Первой выставке "Группы независимых". Здесь он познакомился в 1894 году с Полем Синьяком, который горячо поддержал Сёра в его художественных поисках. Вместе с Синьяком Жорж Сёра разработали новую технику живописи - пуантилизм.
Цветовые сочетания в его картинах основаны на точном оптическом анализе и тщательно выстроенной линейной композицией. В картинах Сёра есть близкое импрессионизму трепетное ощущение света и чувства массы. Однако общий принцип строгой регуляции точек, из которых создается иллюзия предметной формы лишь на расстоянии, в расчете на восприятие человеческого глаза, придал всем произведениям неоимпрессионистов некую одинаковость.
Как обычно, при жизни творчество Сёра не было оценено в должной мере. Умер Жорж Сёра молодым, в возрасте 32 лет от тяжелой инфекции.
Пудрящаяся женщина (1888 - 1889)
Перед нами портрет Мадлен Кноблох, написанный зимой 1888-1889 года. Эта ничем на примечательная женщина растопила сердце художника, который даже для близких друзей оставался больше художником, чем просто человеком. Влюбленность заставила Сёра сосредоточить все усилия в новом для него жанре, и он рисует Мадлен, пудрящуюся за маленьким туалетным столиком с изогнутыми ножками.
Надо сказать, что это была весьма неожиданная подруга для такого интеллектуального человека, как Сёра. Она была его полной противоположностью и, несмотря на яркую красоту, обладала довольно посредственным умом. Все подчеркивает ее сущность: мощная шея, округлые плечи и пухлые руки, набухшие груди, выпирающие из тесного корсета. Она сама плоть, тогда как тяжеловатые черты лица лишены всякой одухотворенности.
Изображенные также на картине стол и стоящее на нем овальное зеркало с розовой лентой отличаются дурным вкусом, но благодаря мастерству художника приобретают яркий декоративный эффект.
Интересно, что в первоначальном варианте Сёра поместил и себя на заднем плане, как отражение в зеркале, висящем на стене. Он показал картину одному из своих друзей, и тот, ничего не зная о Мадлен, предположил, что автопортрет может вызвать насмешки. Тогда в отражении зеркала художник поставил горшок с цветами.
Цветная юбка (1884)
Цирк (1891)
Женщины на берегу
Заросший склон (1881)
Парад - алле (1881)
Пара (1884)
Лошадь в упряжке (1883)
Канал в Гравелине (1890)
Купальщики в воде (1883)
Преграда (1882)
Сена у Курбевуа (1885)
Эйфелева башня (1889)
Вечер на острове Гранд - Жатт (1885)