Тенирс Давид Младший (1610 - 1690)

Тенирс Давид Младший (1610 - 1690)

Давид Тенирс Младший (барокко)

Кроме роскошного и великолепного искусства Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса во Фландрии 17-го столетия было и иное искусство - более камерное и скромное, проникнутое интересом к обычаям и нравам своего народа, любовью к фламандской природе. Это направление во фламандской живописи ярче всего выразил Давид Тенирс Младший.

Тенирс родился в Антверпене, в семье живописца. Отец дал ему первоначальное профессиональное обучение. Из-за материальных трудностей Тенирс много работал, и уже в 22 года был принят в антверпенскую гильдию живописцев.

С молодых лет Тенирс работал в самых разных жанрах. Он писал портреты, пейзажи, натюрморты, изображал аллегорические сцены, животных. Однако основную часть его произведений составляют жанровые сцены из жизни простого народа, фламандских крестьян. В этом сказалась и индивидуальная склонность живописца, и влияние мастера бытового жанра Адриана Броувера, с которым Тенирс дружил.

Произведения, выполненные Тенирсом в начальный период своего творчества мало отличались от картин Броувера. Однако картины его никогда не бывают такими мрачными и печальными, как произведения Броувера. Он создает образы более идеализированные, предпочитая не замечать теневых сторон жизни народа. Особенно Тенирс любил изображать крестьян во время их досуга, отдыхающими и веселящимися, любил писать праздники, сельские ярмарки. Лишь изредка он изображал сцены крестьянского труда - жатву, сенокос.

Постепенно влияние Броувера ослабевало, а сцены у Тенирса становились все более беззаботными. Смягчились контуры, менялся колорит, он стал более светлым, золотистым.

Во многих картинах Тенирс выступает в роли рассказчика - из сюжета в сюжет переходят одни и те же персонажи. Многие произведения оказываются как бы в двух жанрах - портрете и бытовом жанре ("Пастушка", "Флейтист" и др.).

С большим мастерством Тенирс строил композицию в массовых сценах - и в деревенских праздниках, и в сценах солдатского быта. Иногда в бытовую сцену Тенирс вводит эпизод из священной истории. При этом персонажей священной истории он одевает в костюмы 17-го века, отчего эти истории выглядят как бытовые сцены. Иногда эти священные истории Тенирс пишет с оттенком юмора.

Во фламандском искусстве Тенирс стал и одним из ведущих мастеров пейзажа. Писал скалы, пещеры, водопады, с особой любовью писал и родную фламандскую природу. Пейзаж у Тенирса деятельный, в нем всегда учавствует человек. На фоне пейзажа Тенирс часто изображает животных - коров, овец, свиней, собак и пр.

Наиболее интересны у Тенирса изображения обезьян. В его картинах обезьяны пьют вино и едят, играют в карты, надевают на голову роскошный берет с пышным пером. Картины эти похожи на басню, пародией на человеческие занятия.

Тенирс был необычайно популярен и знаменит среди знати, среди бюргеров. В 1651 году он был назначен придворным художником и хранителем картинной галереи правителя Фландрии эрцгерцога Леопольда Вильгельма. Эту свою деятельность художник выразил в своих картинах, показывающих картинную галерею эрцгерцога. Таким образом, полотна Тенирса представляют собой не только художественный, но и исторический интерес.

Тенирс прожил долгую жизнь и написал свыше семисот произведений. Но умер в возрасте 89-и лет одиноким и забытым. Однако его искусство продолжало жить в творчестве его многочисленных учеников, среди них был и великий Ватто.


Искушение святого Антония


Святой Антоний - отшельник, ставший символом борьбы с искушениями. Родился в Египте, в богатой и благородной семье. В 18 лет все свое имущество раздал бедным и ушел в пустыню, жил отшельником. Всю жизнь он боролся с различными искушениями, посвятив себя молитвам и размышлениям. На картине пейзаж с руинами замка. Святой Антоний молится в окружении демонов, созданных воображением художника из частей рыб, птиц, человеческих фигур и костей животных. Старый святой смотрит на женщину в белом одеянии. Эта женщина, олицетворяющая плотскую мирскую любовь, соблазняет Антония, протягивая ему кубок. При внимательном рассмотрении можно увидеть, что вместо ног у нее когтистые птичьи лапы. Слева от святого стоит рогатая старуха, которая указывает на женщину в белом. За мельтешением причудливых демонов не следует забывать о глубоком религиозном смысле картины. Кусок каменной стены перед Антонием напоминает алтарь, на котором лежат предметы, символизирующие смерть - череп и песочные часы и символы спасения - крест и Библия. Святой, а вместе с ним и зритель должен выбрать между спасением и жизнью во грехе, ведущем к смерти.

Безумная Грета (1640-е)


Картина написана на сюжет притчи о безумной Грете. Эта притча была чрезвычайно популярна в Нидерландах в XVI веке. Бедная пожилая женщина была доведена до отчаяния бедствиями войны и нищетой. Она покорно сносила пьянство мужа, который затем куда-то исчез, - то ли бросил ее с кучей детей на руках, то ли, упившись до безобразия, окачурился в сточной канаве. Как неизбежный удар судьбы она восприняла и гибель одного за другим - своих детей, сражавшихся с захватчиками-испанцами. Так проходили годы ее жизни, пока одна бытовая, казалось бы, совершенно незначительная мелочь, не вывела ее окончательно из себя. Одинокая, всеми покинутая и опустившаяся, Грета как-то по утру не смогла отыскать сковороду, чтобы приготовить себе поесть. И тут все, что исподволь накапливалось в ее душе многие годы, нашло выход! Она поняла, что мир будто бы перевернулся вверх тормашками. Все было дико, несправедливо, неправильно! И тогда Грета объявила войну своей судьбе! Она облачилась в латы, вооружилась тем, что было под рукой, чтобы ринуться в сражение за свое. Она слышала в церкви, что черти поджаривают на больших сковородах грешников. Вот туда-то и отправилась Грета - широким размашистым шагом! А поскольку мир перевернулся, верх поменялся с низом, то и достичь преисподни было проще всего. Для этого была нужна только решимость, а ее у Греты не занимать! Старуху в латах не трогали ни картины адских сражений - в жизни она насмотрелась всякого, ни страшные рожи демонов - ее подвыпивший муж выглядел не лучше! Она высматривала лишь сковороду для жарки грешников. а когда увидела их, то, разбросав в разные стороны визжащих чертей, завладела столь желанной посудой и победоносно вернулась восвояси. Но, увы, испытания не прошли даром - она лишилась остатков разума и мир для нее так и остался перевернутым. Художник постарался в точности передать образ Греты, ее эмоциональное напряжение, лишь не стал надевать на нее латы, а в руки вложил большой столовый нож.

Встреча святого Антония Великого и Павла Отшельника (1630)


Святой Антоний - родился в Верхнем Египте, а Павел Отшельник, или Павел Фиванский - первый пустынник Египта , обитавший в окрестностях г.Фивы. Оба выросли в богатстве, оба покинули отчий дом, чтобы вести одинокую и богоугодную жизнь. В возрасте 90 лет святой Антоний, согласно легенде, отправился искать в фиванской пустыне отшельника Павла, которому было уже 113 лет. Встреча святых Антония и Павла стала распространенным сюжетом в западноевропейском искусстве. Художник, в отличие от легенды, поместил встречу отшельников не в пустыне, а в лесной местности. Подробно изображены детали пейзажа: зеленые кроны деревьев, увитую плющом хижину, розы за изгородью и многочисленные дары земли (кочаны капусты, артишок, морковь, репа,разрезанные дыня и арбуз). На полотне также видим и разные предметы труда: топор у хижины, нож на земле, тачка, лопата. Художник этим подчеркнул, что Павел долгие годы неустанно трудился как на земле, так и на духовном поприще - об этом говорят священные книги рядом с песочными часами.

Праздник в деревне (1646)


Художник изобразил праздник в честь святого Георгия, изображенного на красном знамени, древко которого вставлено в верхнее окно трактира. Картина была написана по заказу гентского епископа Антония Триста, которого изобразил справа - он пришел посмотреть народное гулянье. Художник изобразил епископа не в сутане. а в длиннополой одежде простолюдина, с помятой шляпе на голове и посохом в руках.

Деревенский праздник (1646)


Летний погожий день. В деревне отмечают один из религиозных праздников. Деревенская площадь заполнена веселящимися людьми. Вот в центре в бурном танце закружились крестьяне - мужчины и женщины. Неподалеку группа знатных дам и джентльменов беседуют между собой. В правом углу крестьяне сидят за столом. Здесь и дети, и резвящиеся собаки. А в левом темном углу разлегся "усталый" после крепкого возлияния крестьянин отдохнуть прямо на земле. Картина создает впечатление сытой, спокойной жизни. Это настроение поддерживает и пейзаж - крепкие, добротные дома, церковь неподалеку - все основательно, надежно. А разноцветье одежды гуляющих создает настроение настоящего праздника.

Эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский в его галерее в Брюсселе (1639)


Эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский был очень талантливым человеком, сочинял стихи на итальянском языке. Однако его самым значительным вкладом в культуру была его коллекция картин, собранная во время его пребывания в Нидерландах. Основу его коллекции составили работы нидерландцев и венецианцев XVI века. В коллекции хранилось множество произведений Давида Тенирса Младшего. Причем Тенирс не только писал картины для эрцгерцога, но и помогал ему в организации коллекции. Значительную часть коллекции составили произведения, купленные у английских роялистов, эмигрировавших из Англии после Английской революции. В настоящее время основная часть коллекции находится в Вене, в Музее истории искусств.

Караульня (1642)


Сюжет картины отражает идею защиты своей страны, реки Шельды в сражении против французских войск. На заднем плане картины показано и само сражение, закончившееся победой Испанских Нидерландов над французами. Несмотря на сюжет, картина производит впечатление красочной, декоративной, благодаря сочности ярких красок. Центральное место на картине занимает фигура начальника караула в эффектной позе, одетая в нарядный костюм. Здесь и натюрморт из рыцарских доспехов, флагов. атрибутов военной музыки (барабан, труба, литавры), а также оружия. Висящий на арке занавес создает впечатление театрального спектакля. Занавес поднимается, открывая пейзажный вид и ландшафт с эпизодами осады крепости военным отрядом.

Кухня (1640-е)


Здесь художник представил самого себя в образе богатого дворянина. Он изобразил себя в нарядном костюме сокольничего на ступенчатом помосте слева. На его левой руке сидит сокол, правой рукой он опирается на трость. У ног - охотничьи собаки. Острый, внимательный взгляд пристально изучает свое отражение в зеркале. Действие картины происходит, скорее всего не в реальном, а в выдуманном самим художником интерьере. Скорее всего здесь представлена кухня эрцгерцога Леопольда Вильяма. Вероятно, художник трактует так аллегорию четырех стихий. Фигура сокольничего олицетворяет Воздух - художник помещает его под окном, из которого струятся свет и воздух.Огонь символизируют жаровня на столе, очаг печи и изображенные рядом фигуры повара и его помощников. Вода представлена в картине образами рыбаков ( в центре и справа), с рыбой и морскими животными. Сокольничий выполнил здесь двоякую роль - помимо воздуха еще и стихию Земли - охотник окружен собаками и битой дичью, а у его ног размещены всевозможные плоды земли (капуста, коренья, яблоки и др.)

Курильщики (1644)


Изображение курильщиков - популярная тема в голландской и фламандской живописи XVII века. Табак был завезен в Нидерланды из Южной Америки в конце XVI века. Вначале его использовали только в медицинских целях, потом стали нюхать, а потом курить. Мода на курение охватило все слои общества, хотя курение порицалось церковью как зло и порочное занятие. Поэтому изображение курильщиков всегда носило нравоучительный смысл, намекало на бренность земных удовольствий. На полотне изображены два персонажа: курильщик на первом плане и второй, у стены в глубине справа, справляет нужду прямо на пол - тоже нравоучительный момент, связывающий курение с нормами поведения - как правило, курение сопровождалось распитием вина или пива.

Пейзаж с башней


Центральное место в композиции занимает высокая круглая башня, у подножия которой видны хозяйственные постройки. Около них расположился пастух со стадом овец. Тишина и умиротворенность летнего дня, когда время, кажется остановившимся, царят в картине. На переднем плане изображены трое крестьян и маленькая собака, - это придает пейзажу жанровый смысл.

Пейзаж с пастухом и стадом (1650-е)


Художник не стремился изображать социальные ущемления нидерландских крестьян. В его картинах жизнь простых людей спокойная, сытая, благополучная. Вечер. Пастухи пригнали стадо в деревню - здесь все вместе: коровы, козы, овцы, поросята. пастухи собирают отставших - один зовет сигналом дудочки, другой с помощью палки. Животные уже расслабились - овцы прилегли отдохнуть, коровы и поросята пьют воду у ручья. А на крыльце неподалеку толпятся люди - здесь происходит сделка по продаже животных. Одни бурно обсуждают цену, кто советует не продешевить, а кто поднять цену. Двое, покупатель и продавец, уже сговорились о купле-продаже и ударили по рукам. Картина выдержана в спокойной гамме бежево-коричневых и серо-голубых тонов. Настроение спокойной умиротворенности притягивает зрителя к этой картине.

Дуэт (1645)


Возможно, это любовный дуэт молодой поющей крестьянки и юноши, играющего на дудке. Издавна пение и музицирование считались любовными символами.

Жатва (1644)


Эта картина наполнена дополнительным смыслом, как многие другие картины художника. На полотне запечатлены сцены летнего труда и одновременно отдыха после тяжелой работы с косой - идет жатва. Фоном в картине служит пейзаж с радугой и деревянной церковью. Радуга неслучайно изображена рядом с церковью и с ее шпилем, устремленным в небо. Радуга является символом, который словно напоминает о завете между Богом и Землею.

Пастушок (1650-е)




Дела Добродетели




Игра в шары




Изволите счет?




Кабачок




Музицирующие крестьяне




Обезьяна - художник




Обезьяны в кухне




Сцена в кабачке




Пастушка (1650-е)




Вид окрестностей Брюсселя (1650-е)




Пейзаж с рыбаками




Пейзаж со служанкой у колодца