В. Тропинин. Автопортрет.
Ему принадлежит особое место в изобразительном искусстве начала 19-го века. 47 лет своей жизни он провел в крепостной зависимости . В Академии художеств он учился в качестве «стороннего ученика». «Вольную» Тропинин получил лишь в 1823 году, причем только личную, помещик оставил крепостным его сына.
На его полотнах можно видеть и дворян, и купечество, и крепостных крестьян, и дворовых, и ремесленников. Особый интерес вызывают произведения, в которых изображаются люди, занятые повседневным трудом, в окружении привычных им предметов. Подобные портреты можно рассматривать как зачатки бытового жанра. Искусство Тропинина высоко ценилось современниками, его считают основателем самостоятельной Московской живописной школы.
КРУЖЕВНИЦА (1823 г.)
Кружевница изображена в тот момент, когда в комнату словно бы кто-то вошел, и девушка, оторвавшись на миг от хитросплетения кружев, подняв глаза на вошедшего, чуть улыбнулась лукавым, любопытным взглядом, сердечной полуулыбкой. Своим портретом Тропинин как бы бросал вызов официальному искусству, согласно которого красивыми считались удлиненные черты лица. У тропининской кружевницы лицо круглое, озорные карие глаза, волосы, собранные в пучок, покатые плечи — все очень просто и бесконечно прекрасно. Конечно, следует заметить, что портрет несколько приукрашен, идеализирован, что показывает на влияние романтических идей на творчество художника. На лице и руках девушки незаметны следы от долгой тяжелой работы, которую конечно же вынуждены были выполнять крепостные. Да и вряд ли был бы таким легким и даже беззаботным ее взгляд. Художник любуется мастерицей. И это чувствуется и в ее внешности, и в сочетании тончайших переходов розовато-сиреневых и серых тонов.
ПОРТРЕТ СЫНА
В творчестве Тропинина портрет ребенка — редкий эпизод. И тем не менее в портрете сына ему с удивительной живостью удалось поймать миг внутренней жизни живого, быстрого, готового всей душой откликаться на всякий внешний побудитель человека. Его взгляд прикован к чему-то, очень его заинтересовавшему. Сын Тропинина -подневольный человек, он не получил вольную, в отличие от отца. И тем не менее, в его взгляде, в повороте головы чувствуется пока неосознанное достоинство, резвость ума, смышленость. В нем нет и следа приниженности, искательства, подобострастия. Наоборот, он завоевывает горячие симпатии своей самостоятельностью, независимостью, уверенностью в себе, пусть пока наивной.
ПОРТРЕТ А. С. ПУШКИНА (1827)
Тропинину довелось писать портреты и выдающихся людей, однако лишь в портрете Пушкина он поднялся до исторической значительности образа. При личном общении художник поддался могучему духовному воздействию поэта. Известно, что портрет подменили копией при пересылке к заказчику — другу поэта С.А.Соболевскому и лишь спустя продолжительное время был обнаружен в лавке антиквара. Портрет пострадал в этой романтической истории, но Тропинин отказался самолично его реставрировать.
ГИТАРИСТ (1823 г.)
Перед нами столь же идиллический портрет: молодой человек приятной наружности, в распахнутом на груди халате, с гитарой в руках. Он как бы изливает в романсе чувствительность своей души, свои мечты, свою печаль или радость. В это время в обществе, в городском быту большое место стал занимать лирический романс, и этот образ как бы явился откликом на полюбившееся пение под гитару.
ПОРТРЕТ БУЛАХОВА (1823)
Это одна из лучших работ художника. Булахов одет по-домашнему, в халате. Он сидит в непринужденной позе, небрежно опираясь на ручку кресла правой рукой, слегка придерживая пальцами за угол опущенную книгу. Чувствуется, что это неглупый человек, но из категории тех, кто живет в свое удовольствие и главную цель существования видит в чувственном наслаждении всеми проявлениями жизни — от эмоционального переживания сентиментального романа до вкусного обеда. Колорит картины соответствует ее содержанию. Голубой цвет халата, серебристо-серый мех обшивки, кресло красного дерева, зеленый переплет книги придают портрету утонченную нарядность.
Девушка с горшком роз
ПРЯХА
Золотошвейка