Веронезе Паоло (1528 - 1588)

Веронезе Паоло (1528 - 1588)

Веронезе Паоло (Кальяри). Венецианское Возрождение

Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе ( он родом из Вероны), суждено было стать последним певцом праздничной, ликующей Венеции16-го века. Он начал с исполнения картин для веронской знати и веронских церквей, но слава прищла к нему, когда в 1553 году он стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей. Отныне его жизнь навеки была связана с Венецией. Он делает росписи, но чаще пишет большие картины маслом на холсте по заказу республики и венцианских патрициев.

Веронезе был живописец до мозга костей, лев живописи, бурно талантливый и простодушный в своем искусстве тем великолепным простодушием щедрого таланта, которое всегда пленяет и способно искупить многое недостающее. Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях. Это колоритные зрелища хмельных и пышных обедов в венецианских палаццо, с музыкантами, шутами, собаками. В них нет ничего религиозного, поэтому Веронезе приходилось держать ответ перед трибуналом светейшей инквизиции.

Веронезе не ставил перед собой мудреных психологических задач, как, например, Леонардо в своей "Тайной вечере". Он просто прославлял красоту бесхитростных, земных, чувственных явлений и предметов.

Краски Веронезе светозарны, насыщенны по тону, и, что главное, они не просто расцвечивают изображение предмета, а сами претворяются в предмет, становятся серебром, бархатом, облаком, телом. Он не фантазирует в красках - его колорит передает даже ощущение воздушной среды, ее серебристый холодок.


Брак в Кане Галилейской (1563)


Полотно исключительных размеров - 6,6 X 9,9 м. Изображенных фигур 138! На полотне изображен Христос на брачном пиру в галилейском поселении Кана в момент совершения своего первого чуда: когда закончилось вино, Он по просьбе своей Матери превратил в вино воду. Среди гостей были император Карл V, английская королева, турецкий султан, венецианские и чужеземные вельможи и несколько учеников Христа. Картину заказала Веронезе община бенедиктинского монастыря Сан-Джорджо Мажоре в 1562 году. Мастер трудился над ней больше года. В трапезной монастыря, для которой полотно создавалось, оно провисело до завоевания Италии Наполеоном. Чтобы было удобно транспортировать холст, его пополам разрезали, после чего сшили уже в Париже. Свободно интерпретируя библейский сюжет, Веронезе превратил его в праздник венецианской свадьбы. Перед нами пир под синим небом, в роскоши мраморного дворца, на фоне грандиозных коллонад. Таких роскошных архитектурных "декораций" не могло быть в галилейской деревушке на заре христианской эры. Они напоминают постройки архитектуры позднего Ренессанса. Разодетые женщины и кавалеры, виночерпии, бесчисленные слуги, музыканты. Некоторые фигуры облачены в исторические одежды, тогда как другие костюмы поражают роскошью и великолепием совсем другой эпохи. Библейские герои окружены современниками художника. По легенде - музыкант в белой одежде на переднем плане картины - сам мастер. Огромная панорама пира построена на на сочетании лазоревых, пламенных, зеленых, пурпурных, тепло-белых, золотисто-розовых тонов.

Не прикасайся!


Библейский сюжет. Мария Магдалина, в христианских преданиях женщина из Галилеи, последовательница Иисуса Христа.Согласно евангельскому повествованию, она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами. После этого она следовала за Христом, служила ему, делясь всем, что имела, присутствовала на Голгофе при его кончине, была свидетельницей его погребения. После того, как минул субботний запрет на дела и передвижения, она с другими мироносицами подошла к могиле Христа и увидела, что она пуста. Ангел возвестил о воскресении Иисуса Христа. Когда Мария Магдалина вновь увидела своего воскресшего Учителя, она не узнала его, приняв за садовника. А после мгновенного узнавания бросилась к нему, но ее остановили слова его: "Не прикасайся ко мне". На Марию Магдалину была возложена миссия - возвестить о воскресении Христа апостолам.

Сусанна и старцы (1580)


В Вавилоне жил очень богатый человек Иоаким, а у него была красивая молодая жена Сусанна. К Иоакиму наведывались разные именитые и зажиточные горожане, чтобы побеседовать, услышать совет. Однажды. когда Иоакима в доме не было, к нему пришли двое судей из числа старейшин. Они решили дождаться хозяина в саду. Сусанна не знала о присутствии чужих людей и решила искупаться. Старцы увидели ее и оба воспламенились желанием. Тогда они решили соблазнить молодую женщину. Подошли к Сусанне и стали уговаривать отдаться им, иначе они обвинят ее в измене мужу с юношей. Но Сусанна отказала им и громко закричала, тогда старцы тоже закричали, распахнули ворота и сообщили сбежавшемуся на шум народу, что они застали Сусанну с юношей, предававшейся незаконной любви. Люди поверили судьям и повели на расправу. В это время к толпе подошел пророк Даниил. Он узнал, в чем дело и решил сам разобраться в ситуации. Даниил спросил по очереди у судей, под каким деревом Сусанна предавалась любви. Один старец ответил, что "под мастиковым", а другой "под зеленым". Так Даниил уличил их во лжи, назвал обманщиками, оклеветавшими невинную. Люди поняли, что старцы их обманули и поступили с ними так, как они хотели поступить с Сусанной - забили камнями.

Пир в доме Левия (1573)


Пир в доме Левия был написан для трапезной доминиканского монастыря святых Джованни и Паоло. Исследователи предполагают, что первоначально картина создавалась на другой сюжет, может быть, "Тайная вечеря". По окончании работы Веронезе вызвали на допрос священной инквизиции чрезмерно за вольную интерпретацию евангельской сцены, неуместных героев и лишние детали, не отвечавшие строгой политике католической церкви. Художника обязали за три месяца переписать полотно, но вместо этого он переименовал его в "Пир в доме Левия" Веронезе любил писать многофигурные композиции, изображающие библейские пиры и трапезы. Словно в театре зрителю открывается зрелище, вписанное в архитектурную декорацию в виде триумфальной арки. Богатая палитра ярких красок "расписывает" разношерстную толпу гостей, среди которых - турки, чернокожие, странники, аристократы, шуты. В центре холста - фигура Христа, в отличие от остальных она на фоне неба, выделяется своей нежно-розовой туникой. Иуду он поместил по другую сторону стола от Учителя, и заставил отвернуться. Его внимание привлек слуга - негритенок, указывающий на собаку, которая наблюдает за кошкой под столом.

Похищение Европы (1578)


Красавицу дочь финикийского царя Агенора назвали Европой. Однажды она оделась в яркие одежды и вместе с подругами вышла на берег моря. Там девушки собирали цветы, водили хоровод. Европа хотела избавиться от мучивших ее тревожных мыслей. На берегу ее увидел Зевс, он был поражен красотой девушки и решил ее похитить. Бог превратился в быка с золотыми рогами, покрытого золотой шерстью, на лбу у него горело серебряное пятно. Золотой бык неторопливо вышел из леса. Девушки тотчас подбежали к нему, стали гладить его золотистую шерсть. Такого красивого и могучего быка им не доводилось еще видеть. Они начали водить вокруг него хоровод. Европа тоже гладила и ласкала его. От животного исходил необыкновенный аромат. Бык прилег, и Европа со смехом уселась на его спину, ей хотелось прокатиться на таком большом добродушном животном. Но бык неожиданно вскочил и бросился к морю. Закричала от страха Европа, хотела спрыгнуть, но было поздно, бык мчался со страшной быстротой, она вцепилась в его рога, чтобы не упасть. Подбежав к воде, бык кинулся в волны и поплыл. И тотчас рядом с ним появился бог морей Посейдон на своей золотой колеснице и резвящиеся нереиды. Посейдон указывал дорогу Зевсу, размахивая трезубцем и успокаивая волны. Долго плыл по морю Зевс, устал. Наконец, впереди показалась суша - остров Крит, место, где находилось святилище Зевса. Бык вышел на берег, Европа спрыгнула с него. И тут бык превратился в Зевса и признался Европе в любви, попросил ее стать женой. Она согласилась и стала жить на Крите.

Поклонение волхвов (1570)


Художник изобразил сюжет из Библии, когда к Марии с Иисусом на коленях пришли поклониться волхвы и принесли богатые дары в честь рождения Христа. Веронезе изобразил волхвов в образе богатых патрициев в роскошных одеждах, султана в белоснежной чалме, воинов в сверкающих шлемах. Действие происходит на фоне стройных колонн, богатых драпировок дворца. Вся картина как бы светится, переливается яркими, насыщенными красками, отчего выглядит праздничной и нарядной.

Поклонение волхвов -2 (1573)


Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции. Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. С частями хлева, в котором родился Христос, неожиданно гармоничны элементы античной архитектуры с ее арками, балюстрадами и капителями. Луч света, проникающий в это пространство с небес, выделяет из массы людей и животных фигуру молодой Богоматери с Младенцем на коленях. К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф. Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. По другую сторону от Марии - коленопреклоненные волхвы, пришедшие к только что родившемуся Спасителю с дарами. На заднем плане толпится их многочисленная свита. Художник с большим вниманием отнесся к тому, чтобы показать, сколь роскошны их одежды, особенно Валтасара, преклонившего колени перед Марией. Несхожестью теплых и холодных тонов художник достигает сильного цветового эффекта, который делает полотно ярко декоративным. В сюжетах на евангельские или библейские темы Веронезе, любимец Венеции, пишет своих современников - лица, их одежду и даже их жесты.

Венера и Адонис (1582)


Богиня любви и красоты Венера полюбила Адониса - сына царя Кипра. Никто из смертных не мог сравниться с ним красотою. Ради Адониса Венера забыла и само небо. Она перестала красиво одеваться и не нежила себя, как прежде. Все время проводила она с юным Адонисом. С ним охотилась она в горах и лесах Кипра на зайцев, пугливых оленей и серн, но мощного вепря, медведя или волка она избегала. И Адониса просила она держаться подальше от этих хищников. Редко покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить о ее просьбе. Но однажды во время охоты на Кипре в отсутствии Венеры Адонис забыл о ее просьбе. Его псы выгнали из чащи на поляну страшного вепря, и Адонис метнул в него свой охотничий дротик. Но зверь был только ранен. Разъяренный раненый вепрь бросился на юного охотника. Несчастный не успел убежать. Вепрь своими клыками нанес юноше глубокую рану, тот упал на землю. Венера услышала стоны умирающего и пошла в горы Кипра искать тело любимого юноши. Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини, капли ее крови падали на землю, и из этой крови потом всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Венеры. Наконец нашла она тело Адониса. Горько плакала богиня над рано погибшим прекрасным юношей. В память о своем возлюбленном Венера смешала его кровь с божественным нектаром и превратила ее в красный, как кровь, цветок. И назвала его адонисом - время цветения его такое же недолгое, как и жизнь прекрасного Адониса.

Нахождение Моисея (1588)


Однажды в Египте пришедший на трон новый фараон стал бояться усиления влияния израильтян, которые жили в Египте хорошо и их становилось все больше. Фараон приказал умерщвлять всех детей израильтян мужского пола. В это время в одном благочестивом семействе израильтян родился мальчик. Он был прекрасен, и мать с ужасом думала о том, что египтяне убьют его. Три месяца она скрывала его, но мальчик рос, стал подавать голос. Это стало опасно. Тогда она решила подкинуть его. Она отнесла корзинку с ребенком в пустынное место Нила, где часто купалась дочь фараона, и спрятала ее в камышах. Вскоре на берегу показалась дочь фараона со своими служанками и рабынями. Они обнаружили корзинку с прелестным ребенком, и дочь фараона пожалела мальчика и решила взять его с собой. В этот момент к ним подошла девочка и спросила, не нужна ли им кормилица для мальчика. Дочь фараона ответила утвердительно. Тогда девочка привела им молодую женщину, свою мать (она и была матерью мальчика). Так у ребенка, которого назвали Моисей, что означало "взятый из воды", появилась кормилица - собственная мать.

Казнь святых Марка и Марцилиана (1578)




Марс и Венера (1570)




Оплакивание Христа (1588)




Пир у Симона Фарисея (1570)




Распятие (1582)




Мадонна с младенцем, со святыми Юстином и Георгием и бенедиктинским монахом