Ян ван Эйк (1380 - 1441). Северное Возрождение
В странах, расположенных к северу от Италии - в Нидерландах, Германии, Франции - в XV - XVI веках развивается культура, называемая Северным Возрождением. Как и Итальянское, Северное Возрождение означает новый этап развития европейской культуры, более высокий, чем в средние века. Как и в Италии, здесь происходит открытие мира и человека в искусстве, человек становится высшей ценностью в искусстве. Но если в Италии эпоха Возрождения началась с возрождения античных идеалов и отрицания средневековых взглядов, то на Севере культура XV -XVI веков еще очень тесно связана со средневековьем.
В отличие от итальянского искусства, которое стремилось быть идеальным, Северное искусство более близко к реальной, настоящей жизни.
Итальянское искусство праздничное, а искусство Северного Возрождения более суровое, сдержанное.
В Италии искусство Ренессанса достигло высокого расцвета во всех видах - архитектуре, скульптуре, живописи, а на Севере новые взгляды на искусство проявились лишь в живописи и графике. Архитектура и скульптура оставалась, в основном, готической.
Религия по-прежнему занимала основное место в жизни общества. Но если раньше бог был далек от человека, а человек рассматривался как ничтожная песчинка, то теперь человек, как и бог, становится частью вселенной.
На рубеже XV-XVI веков в странах Западной европы появляется глубокий интерес к наукам, они очень бурно развиваются. В этот период между учеными в Северной Европе и религиозными деятелями происходят бурные споры - быть ли стране свободной или феодальной, с господством католической церкви. Эти споры переросли во всенародное движение - Реформацию ("очищение веры"), против феодализма, против засилья католической церкви.
В Германии в это время происходила Крестьянская война, в Нидерландах велась ожесточенная борьба зо освобождение от испанского владычества.
В таких исторических условиях складывалось искусство Северного Возрождения. Зародилось Северное Возрождение в Нидерландах.
Ян ван Эйк - это один из известных нидерландских художников, стал основателем станковой живописи в северном искусстве и первым стал писать масляными красками. Прославился как портретист. Сначала он работал вместе со своим старшим братом Губертом, а после его смерти уже один.
Самое прославленное произведение, которое создавал Ян ван Эйк вместе с братом, а после его смерти заканчивал один - это большой Гентский алтарь.
Створки грандиозного алтаря расписаны в два яруса - и внутри, и снаружи. На наружных сторонах - Благовещение и коленопреклоненные фигуры донаторов (заказчиков) - так выглядел алтарь закрытым, в будничные дни. По праздникам створки распахивались, в раскрытом виде алтарь становился вшестеро больше, и перед прихожанаим во всей лучезарности свежих красок Ян ван Эйка представало зрелище, которое должно было в совокупности своих сцен воплощать идею искупления человеческих грехов и грядущего просветления.
Наверху в центре Деисус - бог-отец на престоле с Марией и Иоанном Крестителем по сторонам. Эти фигуры больше человеческого роста. Затем обнаженные Адам и Ева в человеческий рост и группы музицирующих и поющих ангелов.
В нижнем ярусе - многолюдная сцена Поклонения Агнцу, решенная в гораздо меньшем масштабе, очень пространственно, среди широкого цветущего пейзажа, а на боковых створках - шествие пилигримов. Сюжет Поклонения Агнцу взят из "Откровения Иоанна", где сказано, что после конца греховного мира на землю снизойдет град божий, в котором не будет ночи, а будет вечный свет, и река жизни "светлая, как кристалл", и древо жизни, каждый месяц дающее плоды, и город - "чистое золото, как прозрачное стекло". Агнец - мистический символ апофеоза, ожидающего праведников.
И, видимо, художники постарались вложить в картины Гентского алтаря всю свою любовь к прелести земли, к человеческим лицам, к травам, деревьям, водам, чтобы воплотить золотую грезу об их вечности и нетленности.
Мадонна канцлера Роллена (1434)
Знаменитое произведение Ян ван Эйка. На коленях перед Марией с младенцем представлен известный деятель, добившийся высокого поста исключительно благодаря своим достоинствам - редкий случай в феодальном мире.
Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли человечества. Художник проецирует свои образы на этот прекрасный мир, связывая их значимость с идеей величественной вселенной.
Мадонна каноника ван дер Пале (1436)
Ван Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего старого каноника. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Во всех деталях картины ван Дейк добивается осязаемой реальности людей и предметов. Буквально ощутима пергаментная кожа старика с ее сухими морщинами и складками или жесткая светящаяся золотым шитьем парча ризы архиепископа Донациана, его митры с драгоценными камнями.
Портрет молодого человека (1432)
Это довольно загадочное произведение. Несмотря на поясняющую надпись на каменной плите, на которую опирается молодой человек, и тщательное воспроизведение характерных черт лица, остается только строить предположения, кто именно здесь изображен. Однако интрига, скрытая в этом произведении, никак не умаляет его художественных достоинств. Простые и грубоватые черты лица персонажа совсем не мешают передаче его задумчивого выражения и отстраненно-мечтательного взгляда.
Портрет купца Арнольфини и его жены (1434)
Портрет написан по случаю обручения богатого итальянского купца, друга ван Эйка, является первым парным портретом в европейской живописи.
Художник изобразил супружескую пару в спальне своего дома, где они произносят клятву супружеской верности. Художник возводит в перл творения каждую деталь. С восхищением он передает красоту предметного мира: выпуклое зеркало в деревянной раме, бронзовую люстру, красный полог кровати, лохматую шерсть собаченки, коричневые и зеленые, громоздкие по моде того времени, одежды супругов.
Художник влюблен в каждую черту бледного длинного лица Арнольфини, который держит за руку свою кроткую жену, выполняя сокровенный церемониал.
И люди, и предметы - все застыло в торжественном предстоянии, в благоговейной серьезности. Все вещи имеют затаенный символический смысл, намекая на святость супружеского обета и домашнего очага: туфли олицетворяют преданность, статуэтка св.Маргариты - благополучные роды, апельсины - символ райского блаженства, зажженная свеча в люстре - присутствие бога, ну а собачка - это символ домашнего уюта.
Портрет человека в красном тюрбане (1433)
На полотне изображен немолодой человек с проницательным взглядом и резкими чертами лица. Личность изображенного человека установить не удалось. Однако совершенно очевидно, что художник хорошо знал этого человека и потому так точен в его психологической характеристике. Существует предположение, что это портрет олного из родственников Ван Эйка. Что касается головного убора, напоминающего восточный тюрбан, то такие были весьма модными в Европе XV века.
Мадонна каноника ван дер Пале...(1436) фрагмент
Праведные Судьи и Воинство Христово (фрагмент алтаря)
Поклонение Агнцу (фрагмент алтаря)
Алтарь Девы Марии. Благовещение (1437)
Благовещение (1420)
Гентский алтарь (Собор Святого Бовона. Гент)
Поклонение Агнцу (фрагмент росписи)
Бог-отец с Марией и Иоанном Крестителем (фрагмент алтаря)
Адам и ангелы (фрагмент алтаря)
Ангелы и Ева (фрагмент алтаря)
Шествие отшельников и пилигримов (фрагмент алтаря)
Райская музыка (фрагмент росписи)
Три Марии у гроба Христа (начало 15-го века)
Благовещение (1436)