Сам художник в 1899 году в статье"По пути из варяг в греки" так поэтически написал об этой картине:" Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется пологий берег...Новая струя пробивается по стоячей воде...подымет роды славянские - увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строй боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. У рулевого весла...сам конунг...стоит".
Художник воспроизвел сцену далекого исторического прошлого Руси - ладьи, движущиеся в сопровождении белокрылых чаек великим водным путем "из варяг в греки". Нарядность судов заставляет невольно вспоминать строфы из былинного цикла об Илье Муромце:
Хорошо Сокол - корабль изукрашен был,
Нос, корма - по-звериному,
А бока зведены - по-змеиному..."
Художник использует прием стилизации, благодаря чему картина напоминает росписи древнерусского декоративно-прикладного искусства. Красочные сочетания белого оперения морских птиц, синей воды, желтой парусины, коричневых бортов ладьи, зеленых берегов возрождают в памяти узорчатость прихотливо украшенных саней, затейливой росписи прялок.
Назад